В советское время в таких маленьких городах, как г. Пучеж в отделе милиции было всего 2 инспектора ГАИ, один из которых старший госавтоинспектор, как правило, офицер, а второй- инспектор ДПС в звании сержанта. В г. Пучеже было также регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ, которое обслуживало 4 района, они занимались регистрацией автотранспорта, выдачей гос. номеров, приемом экзаменов у новоиспеченных водителей и выдачей им водительских удостоверений. В РЭО ГАИ в то время несли службу офицеры Тагунов В.Н. и Блинов Н.В.
Но я хочу остановиться конкретно на тех основных сотрудниках ГАИ, которые контролировали безопасность на дорогах в городе и районе. В процессе службы люди на должностях менялись.
Коротких Андрей Викторович и Марков Александр Веньяминович
В первой половине 80-х годов в Пучежском РОВД старшим госавтоинспектором работал Коротких А.В., а инспектором ДПС, если память мне не изменяет, работал мл. сержант Любезнов В. Правда до них в ГАИ Пучежского РОВД поработало еще ряд сотрудников, которые по различным мотивам из органов уволились или были уволены.
Почему я решил рассказать о работе данных сотрудников? Поясню. В то время в период с 1982 г. по 1986 г. я работал участковым инспектором милиции по сельской местности, в мой участок входили территории 3 сельских советов: Затеихинского, Зарайского и Лужинковского и часть города Пучежа- микрорайон причала, все многоквартирные дома в этом районе. Я был как бы комбинированный участковый и на городе и на селе.
Как я уже упоминал, в ГАИ сотрудников было мало, поэтому они часто обращались к нам участковым инспекторам сельской местности за помощью. Мы хорошо знали сельское население на своих участках и нарушители, как правило, с участковым инспектором не конфликтовали. Инспектору ГАИ было легче выявлять этих нарушителей и оформлять на них административные протоколы за нарушение ПДД. Ну а мы участковые инспекторы сотрудникам ГАИ в проведении совместных мероприятий по линии ГАИ не отказывали. Мы сами были заинтересованы в наведении порядка на дорогах района. В отсутствие инспекторов ГАИ участковый инспектор на своем участке был одновременно и инспектором ГАИ, так как обладал всеми правами госавтоинспектора. Но участковый инспектор этим специально не занимался, принимал меры к нарушителям ПДД тогда, когда они явно нарушали, попадая в поле зрения инспектора.
В те времена частного автотранспорта было немного, в основном был автотранспорт организаций. Тогда такого транспорта в районе и городе было очень много. Автопарки колхозов и совхозов были полны техники, в организациях города и района также было много автотранспорта. Взять к примеру совхоз «Зарайский» или Пучежский леспромхоз в п. Затеиха, где в каждой организации было более 20 единиц автотранспорта, не считая тракторов и других единиц техники. А сколько было мотоциклов в городе и на селе. Редкий молодой человек на селе не имел мотоцикла, а сколько тогда было молодежи на селе. Не то, что сейчас. Одним словом техники и транспорта на автотрассах было не меньше.
Ну а в милиции города автотранспорта было единицы. Несколько автомашин и мотоциклов. В то время в ГАИ только что поступил автомобиль «Москвич-412» оранжевого цвета, даже не спецмашина, а до этого у них в распоряжении был всего лишь 1 мотоцикл модели «М-67» «Урал» желтого цвета, на котором обычно ездил по дорогам района инспектор ДПС.
Опишу хотя бы об один летний месяц нашей совместной работы с госавтоинспектором ГАИ Коротких А.В. по линии безопасности дорожного движения в районе на моем административном участке. Не могу сказать как работает сейчас целое отделение инспекторов ДПС ГИБДД, но в те времена мы малым числом делали большую погоду в этом направлении. Почему я взял только один летний месяц в пример, так как он мне с того времени наиболее хорошо запомнился. За этот месяц мы с госавтоинспектором Коротких А.В. на автомашине «Москвич-412» во время проведения рейдов в сельской местности задержали и оформили 28 нарушителей за управление автотранспортом в алкагольном опьянении.
Были случаи, когда пьяные водители на грузовых автомашинах ГАЗ-52 или 53, на дороге на требование инспектора остановиться, не останавливались и удирали от нас. Приходилось организовывать за ними погони. Конечно иногда эти погони до хорошего не доводили, но пострадавших к нашему счастью не было. Помню, как один водитель из д. Лужинки, удирая от нас на автомобиле «ГАЗ-53» по автодороге д. Губинская- д. Лужинки, «улетел» в овраг к речке за д. Лужинки в сторону д. Лисиха. Сам водитель не пострадал, но машина получила повреждения.
Другой молодой пьяный водитель на автомашине ГАЗ-52 совхоза «Затеихинский» вез сено и когда его мы остановили на проверку, то он использовав момент, когда инспектор отвлекся, рассматривая его документы и когда инспектор почувствовал у него запах водки из рта, тот неожиданно запрыгнул в кабину автомобиля и рванул от нас на всех парах по пос. Затеиха. Мы пустились за ним в погоню, проехав всю Затеиху на «бешеной» скорости с сеном он свернул на мост в сторону д. Савиха, но не справился с управлением и «улетел» с моста в речку. Автомашина завалилась на бок. Правда речка была мелкая. Нарушитель вылез из кабины автомобиля в речку весь сырой и сдался нам. Чего только не случалось.
В рейдах с ГАИ мы участковые инспекторы участвовали только тогда, когда у нас было свободное время, когда обстановка в городе и районе была более-менее спокойная. Участковому инспектору чаще приходилось работать совместно с сотрудниками уголовного розыска по раскрытию только что совершенных преступлений. Кроме того у участкового инспектора было много всякой другой работы. Это профилактическая работа с подучетным элементом, рассмотрение жалоб и заявлений граждан и много всякого другого.
Помню, как мы с сотрудником ГАИ Коротких А.В. организовывали и проводили рейды по безопасности дорожного движения зимой. В те времена г. Пучеж часто приезжали испытатели бронетранспортеров (БТР) из г. Горького, которые останавливались и проживали по нескольку дней подряд в гостинице города, а днем они ездили по дорогам районов и испытывали новые машины.
Однажды Коротких А.В. обратился ко мне и попросил принять участие в проведении совместных рейдов по линии ГАИ на моем административном участке. Я согласился и предложил ему использовать два БТРа, так как с водителями БТРов я ранее уже познакомился и на эту тему с ними разговаривал. Они согласны были помочь органам милиции, так как им все равно было, где испытывать машины, а с топливом проблем у них не было. Иногда они меня подвозили до отдаленных деревень, куда зимой и дороги-то путной не было. А шел уже январь месяц. Снега везде было много.
Я договорился с водителями БТРов об участии с нами в рейдах. Договорились о времени их проведения. С собой мы всегда брали общественников, которыхсотрудники ГАИ использовали как свидетелей при оформлении протоколов на нарушителей. Потому что на автотрассе свидетелей обычно брать негде, иначе их придется везти в город и терять драгоценное время. В этот раз мы также взяли с собой двух общественников и на двух БТРах выехали в рейд в сельскую местность. Госавтоинспектор Коротких А.В.с общественником на одном БТРе, а я тоже с общественником на другом. Кроме общественников у нас еще были два водителя БТРов.
Встали мы на БТРах на Лужинковской дороге, проверяем автотранспорт. Видим едут в нашу сторону два трактора МТЗ, инспектор ГАИ Коротких А.В. жезлом их пытается остановить, но ни тот, ни другой трактор на требование инспектора не остановились и поехали дальше, поддав газу. Тогда мы быстро садимся в БТРы и поехали за ними в погоню. Вскоре мы догнали оба трактора, поравнялись с ними, вылазим через люки из БТРов и требуем у трактористов, чтоб они остановились. Трактористы по-прежнему не реагируют, едут себе и едут дальше. Затем сворачивают на какую-то проселочную дорогу, где гусеничный трактор один раз прочистил лопатой глубокий снег, создав высокие валы по бокам дороги, разъехаться со встречным транспортом не возможно, обогнать их по дороге также не представляется возможным.
Высота снега в поле было не менее полуметра. А валы снега по краям дороги не менее 1,5 метров. Едем за ними и сигналим, чтоб остановились, но все бесполезно. Тогда я говорю водителю БТРа, сможем ли обогнать эти два трактора и запереть их в этой дороге. Он говорит, конечно сможем, сейчас сделаем. Я ехал на первом БТРе. Водитель БТРа резко сворачивает на левый вал снега, дает газу, мы переваливаем через вал снега в поле, обгоняем по снежному полю оба трактора, затем въезжаем на дорогу и перерезаем дорогу поперек, перекрывая дальнейшее движение тракторам. Тут встаем. А задний БТР с инспектором ГАИ Коротких А.В. запер оба трактора сзади. Первый трактор пытался было объехать нас полем, но как он не пытался, не смог одолеть этот высокий вал смерзшегося снега. Так тракторы оказались в снежной западне. Мы вылезаем из БТРов и к тракторам. Трактористы тоже вылезли из кабин тракторов, стали просить у нас прощения. Оба тракториста оказались пьяные, поэтому и не хотели нам останавливаться, думали наверное, что на тракторах от нас смогут уйти. Но у них ничего не вышло.
Второй случай запомнившейся мне. Стоим мы на Поползухе, где позже был установлен пост ГАИ. Тогда поста еще не было. В этот момент ехал со стороны п. Затеиха по ивановской трассе автомобиль «Жигули» с горьковскими номерами. Инспектор ГАИ жезлом останавливает автомобиль, но водитель Жигуленка не отреагировал, свернул на горьковскую трассу и прибавил газу. Мы тут же садимся в 2 БТРа и едем за автомобилем Жигули. В то время дорога на г. Горький, сейчас г.Нижний Новгород была неважная, асфальт во многих местах был разбитый, на дороге образовались одни ямы, колдобины, и Жигуленку особо не разогнаться.
Я спрашиваю водителя БТРа, сможем ли мы этой дороге догнать Жигуленка. Водитель ответил, что без проблем. Водитель БТРа дал газу, второй БТР с инспектором ГАИ Коротких А.В. следовал за нами. Жигуленок стал заметно сдавать, так как начался сильно разбитый участок дороги, видимо стало жалко бить свою машину, которые в те времена были редкостью. А БТРы, прибавив газу, «летели» на своих 8 больших колесах по всем этим ямам и колдобинам не замечая их, как будто мы ехали по ровной дороге. Наверное развили скорость не менее 100 км в час..
Обогнав Жигули на бронетранспортерах в районе остановки у д. Баскино, водители развернули свои БТРы и перекрыли всю горьковскую трассу вместе с обочинами. Жигуленку ничего не оставалось делать, как остановиться. Назад ему не было смысла ехать, мы также быстро бы его догнали на этом плохом участке дороги. Не помню уже, что нарушил тогда водитель автомобиля «ВАЗ», но что-то у него тогда было не в порядке с документами. На него также был составлен протокол за нарушение ПДД, в том числе еще и за неповиновение сотруднику ГАИ при исполнении им своих служебных обязанностей. Тогда за несколько рейдов зимой на двух БТРах мы задержали более 20 нарушителей ПДД, большинство из которых управляли автотранспортом в алкагольном опьянении. За мелкие нарушения в то время мы редко наказывали, упор делался на тех водителей, кто управлял автотранспортом в пьяном виде.
Рейд ГАИ в 2000-е годы. Инспектор Толкунов А.А.
Ветеран МВД
подполковник милиции в отставке Волков А.Ю.