Популярные публикации

Последние комментарии

  • Любовь Баусова (Пухова)
    Давным-давно я уже не ученица, и не собираю новенькие тетради, учебники, свежими типографскими красками пахнущие, не ...Сегодня Первое
  • Сергей Гладков
    Наша первая учительница. 1963 г.Юбилярша встречала пирогами
  • Сергей Гладков
    Кстати, о западных либералах. Александр Алексеевич имел привычку во время уроков отлучаться минут на 10-15, давая нам...Ватники

20 лет службы на Балтике

   

Иван Степанович Филатов родился в 22 февраля 1915 года в деревне Щукино, Хмелеватовского с/совета Пучежского района в семье крестьян. Отец – Филатов Степан Иванович, мать – Филатова (Торонова) Наталья Александровна. В семье было четыре сына: старший Иван, Алексей (1919 г.р.), Николай (1922 г.р.

) и младший Виталий (1925г.р.) и дочь (умерла в возрасте 7 лет).

Родительский дом в д.Щукино

    Из автобиографии Ивана Степановича Филатова: «После окончания 7-ми классов в гор. Пучеже в 1929 году поступил в школу ФЗУ при Молитовской фабрике «Красный октябрь» Горьковской области и окончил в феврале 1933 года подмастерье ткацкого отдела, ввиду перехода фабрики на две смены из-за отсутствия сырья я переехал в гор. Пучеж и поступил на работу в Дубновскую артель металлистов «Красный октябрь» счетоводом в марте 1933 года.  В апреле 1934 года перешёл на работу в Пучежскую контору союз-загот. плодоовощ пом. бухгалтера до июня 1936 года, ввиду ликвидации конторы переведён в Пучежский Дом крестьянина старшим счетоводом, проработал до февраля 1937 года. В феврале был призван в ряды ВМФ. С февраля 1937 года курсант электроминной школы г. Кронштадт до ноября 1937 года. В декабре 1937 года переведен в 8 авиабазу из авиа части №2, в которой был с ноября по декабрь 1937 года. В декабре 1938 года остался на сверхсрочную службу завделопроизводством этой же части, в мае 1939 года допущен приказом по флоту. В октябре 1939 года переведен в 28 авиабазу ВВС КВФ на должность казначея.»

Началась Великая Отечественная война. Братья ушли на фронт. 

Алексей Степанович Филатов вернулся с войны живым, имел тяжелое ранение в область сердца. 

   Николай Степанович Филатов был призван в армию 24.06.1942г., погиб в Великой Отечественной войне на Ленинградском фронте в 1943 году.

   Виталий Степанович Филатов был призван в армию 07.01.1943г., погиб на Ленинградском фронте в 1944 году  в Эстонии под Нарвой, на хуторе Ванамыйза.

Виталий Степанович Филатов (справа)

Надпись на обороте фотографии: На память дорогим родителям. Снимался 24.06.1943г. с товарищем.

Иван Степанович женился ещё до призыва. Жена Филатова (Уткина) Елена Ерастьевна, 1914 г.р. Имел сына Владимира (1935г.р.) и дочь Нину (1938г.р.).

Иван Степанович Филатов

Надпись на обороте фотографии: На память дорогой жене Елене Ерастьевне Филатовой. 22 ноября 1938 года. г. Новый Петергоф

   28-я авиабаза ВВС КБФ, в которую в октябре 1939 г. был переведён Иван Филатов, формировалась и размещалась в Эстонии, в г. Палдиски (50 км от Таллина). В августе 1941 года, в связи с наступлением немецких войск, личный состав базы отступил в Таллин, который был главной базой Балтийского флота, и где находились основные силы флота. 28 августа началась эвакуация флота из Таллина, так называемый «Таллинский прорыв», одна из трагических страниц истории Балтийского флота. Вместе с флотом эвакуировались и бойцы 8-й армии, оборонявшие Таллин и гражданские (семьи военнослужащих и советских служащих). На транспорте «Иван Папанин» переходил в Кронштадт и Иван Филатов.

Транспорт "Иван Папанин"

     Перевозку осуществляли суда 4 конвоев, которые приняли на борта судов 30 000 человек. Флоту предстояло пройти 321 км. Финским заливом, где на протяжении 250 км. оба берега были заняты противником, а 120 км. заминировано. Немцы и финны  усиливали минные заграждения, было выставлено более 2500 мин, а на мысе Юминда установили 170-мм батарею. На аэродромы Прибалтики немцы стягивали штурмовую и бомбардировочную авиацию. И всё же основным препятствием были мины. Именно «рогатая смерть» стала причиной смерти боевых кораблей и транспортов.

В этом же переходе на катере «Малый охотник» (МО-4) участвовал и другой пучежанин Михаил Костин.

http://pucentrio.mirtesen.ru/blog/43883892847/Mihayil-Kostin.-S--pervogo-dnya-i-do-poslednego.

Команда его катера подбирала людей с тонущих транспортов и кораблей.

На сторожевике "Снег" служил Котов Василий Васильевич.

Сторожевик затонул не дойдя до Гогланда. Команду подобрал катер и переправил на остров.

http://pucentrio.mirtesen.ru/blog/43306104814/Vasiliy-Kotov....

 Транспорт «Иван Папанин» имел на борту более 3000 бойцов и 200 автомашин. Получил попадание двух авиабомб, но сумел дойти до острова Гогланд, где выбросился на мель. На берег было высажено более 2500 человек. Но затем, сильным ветром пароход сорвало с мели, и он стал дрейфовать. 30 августа корабль был добит авиацией противника и затонул.

   Иван Степанович Филатов находился на корабле в эти трагические дни и проявил героизм, помогая спасать людей и ценности. За проявленное мужество был награжден Орденом Красной Звезды.

    Из приказа о награждении: «29 августа 1941 года при переходе из города Таллин в город Кронштадт на транспорте «И. Папанин» проявил мужество и отвагу. Транспорт был поврежден вражеской авиацией – транспорт загорелся, товарищ Филатов презирая опасность оказывал мед.помощь раненым бойцам и офицерам, после чего раненых эвакуировал на катере для отправки в Кронштадт, помогал в тушении пожара и руководил высадкой личного состава и грузов с горящего транспорта на о. Гогланд.

   Перед началом эвакуации с гор. Таллин тов. Филатов предусмотрел и все ценности находящиеся в его распоряжении перевёл в Госбанк г. Петергоф, таким образом ни одна государственная копейка не пропала.

С сентября месяца 1941 года находясь на аэродроме Кронштадт обеспечивал личный состав лётных частей денежным довольствием на 3-х оперативных аэродромах, первый на острове Лавенсаари, второй на острове Сескар и 3-й горнизон Борки. Несмотря на частые массированные налёты вражеской авиации и трудность перевозки средств тов. Филатов с риском для жизни уходил на катере на аэродромы и своевременно доставлял денежное довольствие.

   В тяжелую зиму блокады гор. Ленинграда 1941-42 г. частые налёты вражеской авиации и артиллерийский обстрел аэродрома Кронштадт тов. Филатов сутками находился на аэродроме по строительству укрытий для самолётов и землянок для размещения личного состава. Несмотря на недоедание и физическую слабость работу производил в особо тяжелых условиях – осенью в воде, зимой при больших морозах и при этом проявил мужество и настойчивость советского офицера. Все поставленные задания выполнял своевременно и с отличными результатами проделанной работы.»

Июль 1942 г. Кронштадт. Ст.лейтенант Филатов И.С.- второй справа

   Всю блокаду провёл в Кронштадте, начальником финансовой части 28-й авиабазы КБФ. Награжден орденом «Красной звезды», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией», медалью «30 лет Советской Армии и Флота». За активное участие в снятии блокады гор. Ленинграда, освобождения гор. Ропша, Нарва, Выборг, Таллин, за взятие Свинемюнде, острова Бронхольм получил   благодарность от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Советского Союза И.В. Сталина.

Иван Степанович стоит в центре.

   По окончании войны продолжал служить. Некоторое время службу проходил в Германии. В семье родились дочь Татьяна (1950 г.р.) и сын Виктор (1951г.р.)    В 1956 г. в звании майора вышел в запас и вернулся в Пучеж. 

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх