На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Иван Лукичёв. Красный конник

           Лукичёв Иван Васильевич

   Иван Васильевич Лукичёв ушёл на фронт в грозном 1941 году, когда фашистские полчища рвались к Москве.

- Меня направили в 1-й гвардейский кавалерийский корпус, которым командовал наш земляк, отважный генерал Белов. В этом корпусе я прослужил всю войну, прошёл военные дороги от стен Москвы до развалин Берлина, - рассказывает он.

июнь 1942 г. Командир 1-го ГКК генерал-лейтенант П.А.Белов

   В ноябре – декабре 1941 года танковые и механизированные корпуса гитлеровцев предприняли сильный натиск на Тулу. Кавалерийский корпус в течение многих дней отбивал бешеные атаки противника. Гвардейцы стояли насмерть. Кавалерийские части, пользуясь высокой подвижностью и маневренностью, часто переходили в контратаки и совершали глубокие рейды в тыл противника, нанося ему громадный урон в живой силе и технике.

1941 г. Политруки: Сёмин Иван Михайлович и Лукичёв Иван Васильевич

   Вспоминается один бой, в котором мне привелось участвовать. Я тогда служил политруком сабельного эскадрона. Наш полк оборонял Варшавское шоссе. Используя численное преимущество, под прикрытием авиации немцы рвались вперёд большими колоннами. С группой в 16 человек я получил задание взорвать мост и задержать продвижение моторизованной колонны фашистов на одном из участков шоссе. Оставив коноводов с лошадьми в небольшом лесочке, мы, одетые в белые масхалаты, по-пластунски подобрались к мосту и заминировали его.

   … Вот показалась колонна грузовиков и мотоциклистов численностью  до сотни боевых машин. Когда середина колонны оказалась на мосту, раздался страшный взрыв. Вверх взметнулись обломки машин и тела гитлеровцев. Не давая фашистам опомниться, мы конном строю атаковали колонну забрасывая её гранатами. Внезапность и быстрота удара ошеломили неприятеля,  который обратился в бегство. Мы рубили ошалевших от страха немецких вояк шашками и поливали огнём из автоматов.

   В этом бою горстка советских конников уничтожила до трёхсот солдат и офицеров неприятеля и захватила 80 машин, гружёных боеприпасами и снаряжением. К сожалению, их пришлось уничтожить, так как удравшие немцы, думая, что здесь главные силы, вызвали авиацию. Двенадцать фашистских стервятников обрушились на эту группу, и конники вынуждены были отойти на исходные позиции.

За этот бой все участники операции были представлены к правительственным наградам. Ивану Васильевичу был вручён  орден Красной Звезды. Об этом он рассказывает очень неохотно. Но вот, что гласит выписка из служебной характеристики.

   «… Там, где создавалось тяжёлое положение, трудности, всегда направлялся товарищ Лукичёв, и с прибытием его в подразделения, на поле боя устранялись все затруднительные моменты и восстанавливалось положение. Товарищ Лукичёв неоднократно водил подразделения в атаку, проявляя образцы личного мужества и отваги, воодушевляя бойцов на подвиги…»

 

январь 1942 г. 1-й гвардейский кавалерийский корпус на марше

  … Зимой 1942 года эскадрону, в котором служил И.В.Лукичёв, было приказано овладеть укреплённым пунктом противника в районе деревни Капустиха, Калужской области. Немцы укрепились на небольшом холме и мешали продвижению наших частей. В центре холма стояла старая церковь, на которой гитлеровцы установили пулемёты и били перекрёстным огнём.

   Эскадрон в пешем строю двинулся в атаку, но в лощине был прижат к земле, хотя до немцев было рукой подать. Бойцы залегли, огонь не давал поднять даже головы. Начался миномётный обстрел. Положение создалось критическое. Если не поднять бойцов на решительный бросок, то эскадрон будет перебит поголовно.

   И тут поднялся политрук Лукичёв: «Коммунисты, вперёд!» Бойцы рванулись за ним в последнюю атаку, забросали пулемёты гранатами и взяли высоту.

   В этой атаке Иван Васильевич был тяжело ранен в голову. Фашистский осколок изуродовал лицо, оставив глубокий шрам на всю жизнь.

   Семь месяцев пролежал в госпитале Иван Васильевич, а затем снова фронт. Вместе с боевыми товарищами он освобождал родную землю от фашистских захватчиков, форсировал Северный Донец, Днепр, Вислу и Одер, прошёл Польшу, Чехословакию. Венгрию и закончил боевой путь в Германии, у стен Берлина. За это время он был ещё два раза ранен, но опять вставал в строй.

1945 г. Лукичёв Иван Васильевич (справа)

   Грудь этого необыкновенно мужественного и вместе с тем очень скромного и отзывчивого человека украсили ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»

Станислав Китаев, газета «Ленинское знамя» от21 февраля 1970 года.

Картина дня

наверх