На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Защитницы Родины

1942 г. Первый отряд девушек-добровольцев перед отправкой в армию

   «Прошу зачислить меня в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, так как я хочу добровольно идти на фронт, защищать свою Родину от гитлеровских псов. Я хочу отомстить фашистским извергам за наших братьев и сестёр, героически погибших от их подлой руки. Я, как комсомолка, прошу в моей просьбе не отказать».

   Это заявление, написанное на листочке тетрадной бумаги несмелой ученической рукой, хранится в районном музее, как свидетельство мужества наших пучежан.  Оно написано Ольгой Петровой весной 1942 года, когда ей не исполнилось ещё и восемнадцати лет.

   Она давно уже не Оля, а Ольга Георгиевна Петрова. И с того дня, как её, тяжело контуженную, увезли с поля сражения, прошло уже 23 года. О себе она мало говорит: занятие у неё на войне  с виду очень уж простое было.  Служила Оля связистом. С тяжёлой сумкой почтальона и прошла от Сталинграда до Украины. До Берлина дойти не удалось. Попала в госпиталь. И всё-таки и в этой простой профессии было много романтического. Письма, письма, драгоценные весточки из дома, они должны быть доставлены бойцам немедленно. И шла почтальон десятки километров в день, разыскивая адресатов, где бы они ни были: в блиндаже, у костра или на передовой. Это была очень ответственная и очень трудная работа.

   Недавно Ольга Георгиевна побывала в Москве. Там, в Кремлёвской стене замурован прах генерала Цветаева, командовавшего 5-й ударной армией, где она служила. Цветаева бойцы не просто любили, его боготворили.

Петрова Ольга Георгиевна. 1985 г.

Ю.Кустова, газета «Ленинское знамя» от 8 марта 1967 г.

   Многие десятки женщин Пучежа и района в первые же дни войны обратились с заявлениями в райвоенкомат  с просьбой направить их на фронт. Уже через несколько месяцев этих девушек, одетых в солдатские шинели, можно было встретить среди защитников Москвы, Сталинграда и на других участках великой битвы.

 

           1944 г. Никанорова М. Н.                                               2005 г. Никанорова М.Н.

      Военный врач Никанорова Мария Николаевна прибыла в Сталинград в самые напряжённые дни боёв – в августе 1942 года. В должности ординатора-хирурга отделения эвакогоспиталя она часто под свист пуль и грохот разрывов снарядов и бомб оперировала бойцов-сталинградцев, многие из которых снова возвращались  в ряды отважных защитников.  В составе 1-й гвардейской, а позднее 5 танковой армии, которые вели непрерывные бои, капитан медицинской службы Никонорова М.Н. прошла большой путь от стен Сталинграда до Одессы, награждена орденом Красной Звезды и двумя медалями. В настоящее время Мария Николаевна заведует инфекционным отделением Пучежской райбольницы и является врачом-рентгенологом.

 Смольницкая Августа Николаевна

   С первых дней Великой Отечественной войны медсестра Смольницкая Августа Николаевна на фронте. Первое боевое крещение она приняла в 1941 году под городом Боровичи Новгородской области, где в качестве хирургической сестры под огнём фашистов принимала раненых бойцов и командиров, поступавших с поля боя, чтобы отправить их в тыл.

   Много было трудных дней и ночей, приходилось при бомбёжке и при обстреле выполнять сложную операционную работу в полевых условиях. В качестве хирургической сестры Августа Николаевна в составе 52-й армии прошла по трудным  дорогам войны Украину, Бессарабию, Молдавию, Румынию, Польшу и встретила День Победы в поверженном Берлине. За боевые подвиги Смольницкая Августа Николаевна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германием».

 

Смольницкая Августа Николаевна. 1985 г.

   После демобилизации Августа Николаевна добросовестно работает в Пучежской райбольнице хирургической сестрой.

Прямилова Раиса Ивановна

   В 1941 году, окончив Вичугское педагогическое училище, Прямилова Раиса Ивановна мечтала посвятить себя работе с детьми. Ей часто снился звонкоголосый детский коллектив. Но война надолго оторвала Раису Ивановну от любимой работы. Она стала ученицей, овладевала специальностью военной радистки. С января 1943 года Прямилова Р.И. на фронте в составе 114 отдельной гвардейской роты связи. Много раз ей приходилось в сложных условиях боя, под шквальным огнем противника держать радиосвязь с подразделениями. За мужество и отвагу Прямилова награждена орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». После демобилизации, в 1945 году, Прямилова вернулась к любимому делу.

Прямилова Раиса Ивановна. 1985 г.

Сейчас она работает в Воронцовской восьмилетней школе учительницей.

Н. Отмахов «Ленинское знамя» от 8 марта 1967 г.


Вагина Елизавета Степановна

  Летом 41-го только что окончила среднюю школу. После окончания краткого курса Вичугского педучилища она получила назначение – учительница начальных классов в Зарайской, тогда семилетней школе.

  28 апреля 1942 года педагогическая деятельность её была прервана на долгие годы, такие долгие годы войны, когда взрослеют и мужают быстрее, чем в мирной жизни.

  Ульяновское училище связи, несколько месяцев учёбы – и вот рядовая Елизавета Вагина уже связист в штабе армии Северо-Западного фронта.

  «Война сейчас вспоминается, как огромная и тяжёлая работа, часто опасная, но прежде всего работа, наверное, и вообще для всех так,» - говорит Елизавета Степановна.

  22 февраля 1944 года часть, где служила младший сержант Вагина, освободила город Кривой Рог.

  Бои шли очень тяжёлые, враг стремился задержаться на правом берегу Днепра. Потери с той и другой стороны были большими. Здесь Елизавета Степановна потеряла самых близких и дорогих друзей. Уже потом, много-много лет спустя, приедет она сюда, найдёт в городе братскую могилу и скорбную фигуру солдата, словно склонившись перед павшими, отыщет знакомые фамилии на плите.

  День Победы Елизавета Степановна встретила в Болгарии. Там советских воинов встречали с благодарностью, старались чем могли облегчить жизнь девушек, ласково называя всех «братушки».

  Отличительными чертами характера Е.С. Вагиной были и есть честность и правдивость, умение сказать открыто о недостатках. Товарищи из части рекомендовали её в кандидаты партии. С кандидатской карточкой в кармане гимнастёрки и возвратилась Елизавета Степановна в сентябре 1945 года на родину.

Из материалов Исторического музея школы № 1.

Таисья Полушкина

  Таисья Полушкина родилась в д.Горшки Пучежского р-на. Работала в Пучеже заведующей клубом. Летом 1941 года добровольцем ушла на фронт. Служила в полевом госпитале, расположенном в непосредственной близости от линии фронта. Она вынесла много раненных солдат с поля боя. Для спасения раненных она отдала десять литров своей крови. Была несколько раз ранена. Награждена медалью «За боевые заслуги»

Из материалов Исторического музея школы №1

Клавдия Козлова

    До войны я работала старшей пионервожатой в Цветковской школе. Потом училась в Плёсском сельхозучилище на комбайнёра, чтобы заменить механизаторов, ушедших на фронт. В 1942 году убирала урожай и … просилась на передовую: в райкоме комсомола лежало моё заявление. Его рассмотрели и удовлетворили. Так я стала добровольцем.

   Училась на курсах в Москве, потом наш девчоночий взвод пешком прошёл от столицы до Вязьмы. Нас зачислили в батальон связи 74-й дивизии. Была в нём вместе со мной моя землячка Аня Кирикова. Потом мы разминулись – меня перевели в артполк.

   Я передавала команды с наблюдательного пункта на огневые позиции. Бывало, аж качает тебя, земля трясётся от взрывов и залпов, голос пропадает, а ты сидишь бессменно, сколько надо сидишь. Хочется пить, а воды нет поблизости, отлучиться нельзя. Губы трескаются, а терпишь. Вместе с действующей армией прошла я путь от Смоленска чуть ли не до границы Чехословакии с Германией. Было всякое. Помню под Смоленском, от недостатка питания изводила наших бойцов «куриная слепота». Как только сумерки – они зрение теряют. Многие мне в отцы годятся. И вот я веду их гуськом по бездорожью, по колено в вязкой мокрой земле.

   Помню бои на Днепре, Оршевское направление, в Западной Белоруссии, в Польше, в Восточной Пруссии. Приходилось быть всем:  ползать по земле и соединять перебитый провод, за повара управляться, оказывать санитарную помощь раненым, под огнём противника налаживать связь. Нашим женским рукам везде хватало работы: что в тылу, что на фронте.

   Свято берегу свои скромные боевые награды – медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией».

Клавдия Козлова, газета «Ленинское знамя» от 6 мая 1975 г.

 

Лаврентьева Татьяна Ивановна

 

 

Центральная женская школа снайперской подготовки. ст.Силикатная (г.Подольск)

   Татьяна Ивановна Лаврентьева держит в руке пожелтевшую фотографию военных лет. На ней снята девушка в солдатской гимнастёрке и шапке со звездочкой.

- Эх годы, годы … - вздыхает женщина. – А ведь когда-то  и мне было всего девятнадцать. Только тогда я одета была не по-девичьи: в сапоги кирзовые, шинель красноармейскую. Да шапку ушанку со звездой носила.

… Начальник школы полковник Рыбченко пожал девушкам руки и сказал на прощание:

- Отправляем вас на передовую, под Будапешт. В самое пекло, учтите. Гоните фашистов до Берлина, война скоро кончится.

- Девушки, давайте сфотографируемся. На память о нашей школе, - предложила Таня.

- Звучит-то как: Центральная Женская школа снайперской подготовки, - смеялись девчата.

Перед отправкой Таня выкроила полчаса и написала домой письмо. «Мама, нас отправляют на фронт, - писала она. – Посылаю тебе фотокарточку. Не волнуйся, все будет хорошо».

   Будапешт был освобождён, и 285-й стрелковый Ясловский Краснознамённый ордена Александра Невского полк, куда направили девушек-снайперов, выбивал фашистов из города Оппау. Здесь Таня Прыткова получила первое боевое крещение – сняла одним выстрелом немецкого пулемётчика, который устроился в подвале дома. Потом, когда полк переправлялся через реку, Таню поставили в группу для прикрытия вместе с автоматчиками. Пуля ударила в ложе винтовки и задела плечо. Таня сгоряча не почувствовала боли. Фашисты не продвинулись ни на шаг. Ефрейтор Прыткова получила первую благодарность. За проявленные в бою стойкость и мужество.

   … Командир полка дал задание: группе автоматчиков и троим девушкам-снайперам переправиться на левый берег Одры и занять позицию, чтобы противник не смог уничтожить переправу. Ночью бойцы спустились к реке. Весенняя вода холодом обжигала тело. Быстрое течение затрудняло передвижение. И вдруг с вражеской стороны заухали миномёты, раздались выстрелы. Вода забурлила от осколков и свинца.

   - Таня, - раздался сзади голос Нины Крыловой.  Девушка обернулась, бросилась к подруге, но помочь не смогла: раненую уносило быстрым течением.

   Утром завязался бой. Гитлеровцы пытались горстку отважных сбросить в реку. Таня дралась, как никогда. Она мстила врагам за погибшую подругу, за тех русских парней, что остались лежать в Одре. Хладнокровно, не торопясь, как учили в школе, снайпер снимала одного фашиста за другим.

   Конец войны застал Таню под Прагой. Этот день – 9 мая она запомнила навсегда. Он унес ещё несколько жизней из их рядов.

   … Рота автоматчиков, обрадованных известием о победе над Германией, шагала по хутору к штабу полка. Никто не подозревал, что в одном из домов засели вооружённые бандиты. Они открыли внезапный огонь, и пятнадцать бойцов остались лежать на дороге.

   С тех пор прошло более четверти века. Многое изменилось в жизни Тани: она вышла замуж, обзавелась семьёй, хозяйством. И только в памяти по-прежнему свежи трудные, жестокие дни 1945 года.

   Красноармейская книжка, награды за боевую доблесть, фотографии – безмолвные хранители и свидетели кровавых боёв и походов. Татьяна Ивановна с неподдельной нежностью вспоминает холодный приклад снайперской винтовки с № 3281 – её неизменной спутницей в боях. Немногие, наверное, на кирпичном заводе, где работает Татьяна Ивановна Лаврентьева, знают, что у бывшего снайпера за последний месяц войны на личном счету – тринадцать убитых фашистов.

А.Зотин, газета «Ленинское знамя» от 12 января 1971 года.

 

Картина дня

наверх