На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Комсомол ответил - "Есть!"

Комсомол – не просто юность,

Комсомол – моя судьба.

   В 1955 году, когда нам исполнилось 14 лет, нас приняли в комсомол, мы сняли надоевшие галстуки и прикрепили к платью комсомольский значок. Стали членами Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Платили членские взносы по 20 копеек в месяц. У меня до сих пор хранятся комсомольский билет под № 10274604 и учётная карточка. В каждом классе избирали комсорга. Проводились собрания, на которых отчитывали нерадивых учеников, вскрывали недостатки в школьной жизни, давали поручения. Участвовали в воскресниках. В период переноса города мы помогали, как могли. Дома разбирали и переносили на голое поле, где не было деревьев, зато в грязи вязли ноги. Чтобы поскорее озеленить город, мы сажали быстрорастущие тополя, а также берёзы, клёны, липы.  Тополя хорошо приживались и быстро росли. Чтобы закрепить крутой берег на Завражье от сползания вниз (при затоплении водохранилища вода поднялась и подмывала берега), обсадили прилегающую территорию деревьями. В связи с ликвидацией летнего сада, было принято решение заложить новый парк. Озеленили стадион. И это тоже дело наших рук. Мы не гнушались никакой работой. Ходили по домам, собирали металлом, макулатуру, даже золу и куриный помёт, которые шли на удобрение колхозных полей, чтобы повысить урожайность. Собирали и кости, чтобы приготовить костную муку. Отличившихся учеников награждали грамотами.

   Сейчас наш парк какой-то пустой, а ведь здесь были карусель, качели-лодки для взрослых, здание летнего театра на 500 мест (здесь выступали даже столичные артисты, приезжал цирк), читальня. Часть территории парка заняли садоводы-огородники.

   В 8-й класс я и мои подруги пошли учиться в новую школу № 1. Как раз отменили плату за обучение в старших классах, среднее образование  стало обязательным. Школа торжествнно встретила нас чистотой и запахами красок. Директором был назначен Юрий Васильевич Владимиров. Моим классным руководителем была Наумова Антонина Ивановна.

   Город строился, требовались рабочие руки. Не все дети после окончания семилетки смогли учиться дальше. Многие пошли работать, а учиться стали позднее в вечерней школе. Подросшим детям хотелось иметь свои заработанные деньги на карманные расходы. Поэтому многие ходили разгружать баржи, которые привозили в Пучеж разные строительные материалы, товары. Например, мы ходили разгружать рейки. Ещё помню, как мы, несколько человек, в каникулы работали на строительстве овощехранилища торговой конторы. Таскали на носилках землю, строительные материалы, сами месили раствор. Конечно, эта работа для нас была тяжеловата. В другой раз мы с подругой Галей и моей мамой расколачивали ящики на тарной базе той же торговой конторы. После такой работы и дома хотелось что-то разломать. Дети устраивались, кто как мог.  От школы ездили в трудовой лагерь, располагавшийся в деревне Воронцово, где в жару пололи свёклу, выполняли другие сельскохозяйственные работы. За это нас кормили.

   Каждый учебный год мы начинали с поездки в колхоз, в основном на уборку картофеля. Нас увозили туда не на день-два, а жили мы там по месяцу и больше. Устраивались в чьей-то избе по несколько человек. Кто жил получше, пускать нас не хотели, поэтому устраивались у нуждающихся одиноких старушек, им за это колхоз платил. Спали на полу или на сеновале. Колхоз выдавал на пропитание продукты: молоко, за которым сами ходили на ферму, масло растительное, крупу, в основном пшено. Хлеб пекла хозяйка, а картошку приносили сами с поля. День работали, чтобы выполнить установленную норму, а вечером ходили гулять, иногда в другие деревни, чтобы потанцевать или посмотреть кино. Возглавлял нашу бригаду учитель. Стирать свои вещи ходили на речку. Случались, конечно, разные истории, казусы, которые мы потом часто вспоминали.

   В такие праздники, как 7 ноября, 1 и 9 мая в городе проходили демонстрации. Чувствовался праздник, с утра играла музыка. Из динамиков звучало:

Утро красит нежным цветом

Стены древнего Кремля,

Просыпается с рассветом

Вся Советская земля…

   На домах развевались красные флаги. Люди в приподнятом настроении, нарядные, спешили к своим предприятиям, а ученики к школе, где формировались колонны. С транспарантами, лозунгами, портретами членов правительства, цветами, колонны шествовали по городу. А после демонстрации группами расходились по домам, чтобы продолжить праздновать за столом.

   В школе был кружок по шитью, куда ходили с удовольствием, где получили самые необходимые знания для повседневной жизни. Ну, а самым любимым был кружок хорового пения, которым руководил Михаил Евгеньевич Смирницкий, и которого мы вспоминаем чаще других учителей. Репертуар был разнообразный: патриотический («Россия – Родина моя») и лирический. Пели даже на иностранном языке («Бандера Росса»). В то далёкое время мы пели песни, которые поют и сейчас. Выступали с концертами на праздниках, во время выборов. Выезжали в сельские Дома культуры, где нас тепло принимали зрители.

   Занимались и спортом под руководством Николая Григорьевича Роднова. Спортзала тогда не было, как не было и спортивной школы, поэтому зимой были лыжи, а в другое время занятия проходили в вестибюле второго этажа. С Виктором Николаевичем Катковым ходили в туристические походы.

   Танцевать мы все любили. В школе проводились различные мероприятия, после которых были танцы. Но нам этого было мало. Иногда, когда некуда было идти, а слоняться по городу надоедало, мы, собирались в группу, шли к директору школы на квартиру, которую он занимал в соседнем доме, и умоляли его открыть нам школу, чтобы потанцевать: «Ну, Юрий Васильевич, ну, пожалуйста». И он, оставив свои дела и недовольную жену Софию Алексеевну, открывал школу, включал радиолу, а сам садился в уголок и дремал. На «огонёк» подходила такая же молодёжь из других школ. И набирался почти полный зал, кружащихся в вальсе, в основном девчонок.

   Одевались тогда простенько, серенько, как в чёрно-белом кино.  Шапочек у нас не было, все ходили в платках. Отправлялись гулять зимой или кататься на лыжах, надевали широкие шаровары, сшитые из бумажного сукна, натягивая внизу на валенки. Зато смело можно было лазить по сугробам или валяться в снегу: он в валенки не попадал. Курточек тоже не было, ходили в тяжёлых пальто на вате.

   Кажется, в 8-ом классе математику у нас начала преподавать молодая учительница Антонина Васильевна Бажаева. Мы с ней сблизились, ходили к ней домой, учились стряпать и горевали вместе с ней, когда умер её маленький Серёжа.

   В школе выпускали стенгазету. Ходили в кино, сначала в старом городе в клуб имени Воровского, а потом в «Глинку» (сейчас там размещается «Горэлектросеть»), где временно, до начала постройки Дома культуры, показывали фильмы. Однажды мы с подругой пошли в клуб Воровского на фильм «Ромео и Джульетта». Меня пустили, а подругу нет, сказали: «Дети до 16 лет не допускаются». А ведь я по возрасту была моложе, но ростом выше.

   В десятом классе нам ввели новый предмет – машиноведение, преподавал Вениамин Михайлович Марков. На его уроках дисциплина «хромала», мы не принимали всерьёз эти радиаторы, карбюраторы, но, когда весной началось обучение водить автомобиль, нам понравилось. Обучал нас Игорь Кокурин – молодой симпатичный мужчина. Мы по очереди садились в кабину полуторки за руль. Остальные тряслись в кузове. Сначала не получалось, он нас материл, но со временем все стали ездить нормально. И вот в один из таких дней по дороге в Пучеж, около Воронцова, мы посадили двух женщин с ребёнком. Они опаздывали на парохо и очень просили их подвезти. Какой же был ужас на лице у пожилой женщины, когда увидела, кто сидит за рулём. Она всю дорогу молилась. Но на пристань их доставили вовремя и без приключений.

   Свои воспоминания я посвящаю друзьям детства: Гале Филатовой (Шестаковой), Тоне Акишиной (Белянкиной), Вере Лебедевой (Дубинкиной), Але Ворониной, Валере Мошкину, Инне Жизневской, Зине Фарсениной, Лиде Фарсениной, Руфе Шероновой, Але Балясиной, Инне Ясниковой, Але Дрягиной, Тане Суздальцевой, Шуре Федосеевой (Москвиной) Альберту Сереброву, Инне Заводчиковой и другим. И как бывает приятно в свой день рождения получать поздравления из разных городов и не только России, не говоря уже о тех, кто живёт в Пучеже, которые поздравят лично.

   Каждые пять лет в июле мы проводим встречи у школы, которые очень украшает игоа на баяне нашего одноклассника Мошкина Валерия – профессионального музыкального работника, который живёт и работает в городе Тейково. У него есть и своя музыка, и свои песни, в том числе и о Пучеже. У каждого из нас своя дорога, своя судьба. У кого-то сложилось всё гладко, у кого-то не очень. Мы собираемся для того, чтобы:

Вспомнить годы молодые,

Помянуть, кого уж нет,

Песни спеть свои родные,

Что поём со школьных лет.

 

Вспомним, как учились в школе,

Как учились танцевать,

Как сидели на заборе,

Как порой ругала мать…

 

…Но, несмотря на все года,

Душа, как прежде, молода.

Друзей по имени зовём

И песни школьные поём.

Пока те песни будем петь-

Не будем душами стареть 

Лия Овчинникова (Морозова)

Картина дня

наверх