К стопятилетию со дня рождения.
Сергей Сергеевич Чураков(1908–1964)— художник-реставратор, страстный пропагандист и исследователь древнерусского искусства.
Спасение и реставрация настенных росписей XVIII века церкви Воскресения г. Пучеж.
В 1954 году началось строительство горьковского водохранилища. Ряд архитектурных памятников нашего прошлого в городах Юрьевце и Пучеже оказались в зоне затопления. Известный реставратор Сергей Сергеевич Чураков приступает к спасению фресковой живописи XVIII века. Им впервые в нашей стране был разработан метод экстренного снятия настенной живописи.
...Под затопление попадал и волжский городок - Пучеж, где также обнаружились высокохудожественные фрески. Из настенной летописи пучежской Воскресенской церкви известно, что строилась она в 1717 году «тчанием Иова Митрополита Новгородского при императрице Екатерине Алексеевне», а «подписали сей храм посадские люди. Подрядчики: Дмитрий Иконников с братом Петром Иконниковым. Мастера: Стефан Завязошников, Андрей Иконников, Семен Завескин, Василий Сарафанников, Алексей Женихов, Платон Иконников». Храм был расписан в традиционной манере ярославской и костромской школ известными мастерами, среди которых, конечно, особенно выделялся подрядчик Дмитрий Иконников. Чураков прекрасно знал работы ярославцев и бросить эти фрески никак не мог. С.Чураков обращался в компетентные организации с просьбой отвести границу затопления от архитектурных памятников Юрьевца и Пучежа. Ведь с их затоплением в Юрьевце из тридцати - останется всего шесть,а в Пучеже - ни одного. Но в ответ на обращение Чуракова была лишь составлена финансовая смета на частичное снятие фрагментов живописи на сумму 153 тысячи 226 рублей в старом денежном исчислении.
...Было принято решение о «разборке» церкви Воскресения города Пучежа, попадавшей в зону затопления. Центральным научно-реставрационным производственным мастерским было дано задание снять перед «разборкой» храма с его стен росписи конца XVIII века. Эту работу Сергей Сергеевич Чураков выполнил в июне-августе 1954 года с помощниками: Н.Г. Тилиным, И. Перевозчиковой и А. Вагиным. Столь малыми силами и средствами ему пришлось спасать столетние фрески. Удалось сохранить лишь сотую их часть.
Методика работ по демонтажу живописи отрабатывалась и уточнялась С.С. Чураковым непосредственно на памятнике. Перед снятием фрагментов живописи со стены красочный слой укреплялся желтковой эмульсией. Затем поверхность живописи оклеивалась 1-2 слоями папиросной бумаги и 4-5 слоями марли на мучном клее. Снятие фрагментов проводилось с помощью различных инструментов: стамесок, столовых ножей с закругленными концами, «щучек» - длинных ножей, изготовленных из патефонной пружины, и более длинных, напоминающих по форме «большие широкие кинжалы». «Прежде, чем приступать к снятию со стены заклеенного и хорошо просушенного куска стенописи, - писал С.С.Чураков,- он предварительно простукивался деревянными молотками».
После снятия фрагментов на их тыльных сторонах проставлялись порядковые номера и названия композиций, частью которых они являлись. Затем они укладывались лицевой стороной вниз, по одному или два, на сбитые из досок щиты и помещались в деревянные ящики (по 3-4 щита в ящик). При упаковке фрагменты перекладывались стружками для амортизации возможных толчков при транспортировке.
В результате этой работы было снято около 80 кв.м живописи.
Перевезенные в Москву ящики с фрагментами стенописи Воскресенской церкви в течение многих лет стояли под открытым небом на территории Спасо-Андроньева монастыря, а затем были перенесены в подвал Михаилоархангельской церкви. В сыром климате подвала, благоприятствовавшем развитию микрофлоры, резко ускорился процесс биодеструкции как желтковой эмульсии, мучного клея и профилактических заклеек, так и деревянных щитов и ящиков.
В 1972 году несколько ящиков с пучежскими фрагментами поступили в недавно образованный в ГосНИИР (в то время ВЦНИЛКР) Отдел монументальной живописи для проведения экспериментальных работ и отработки реставрационных технологий. В то время в Отделе проводились испытание и внедрение новых синтетических полимеров. Именно для этих работ и предполагалось использовать фрагменты. Однако, пучежским фрагментам не суждено было, превратиться в экспериментальный полигон: специалисты Отдела очень скоро разобрались, что под сгнившими профилактическими заклейками и толстым слоем плесневых грибов сохранились, по крайней мере, остатки живописи. В конце 1970-х – начале 1980-х были проведены технико-технологические и биологические исследования, разработана методика и начаты работы по реставрации фрагментов. В 1984 – 1992 годах пять выпусков студентов Реставрационного отделения МХУ памяти 1905 года провели реставрацию фрагментов росписей церкви Воскресения в качестве своей дипломной работы (под руководством бывшего сотрудника Отдела монументальной живописи Ю.М. Егорова и по методике, разработанной в Отделе).
Выставка в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева- «Утраченные росписи. Фрески церкви Воскресения Христова г. Пучежа 1789 г. в копиях С.С Чуракова, Н.Ф. Шаговой и И.Г. Сахаровой»
Информацию о творческой биографии Сергея Сергеевича Чуракова можно прочитать в журналах "Московский журнал. История государства Российского" № 4 (208) АПРЕЛЬ 2008 http://www.mosjour.ru/index.php?id=76 и "Советская археология", 1966, № 4 http://annales.info/sbo/person/churakov.htm.
История реставрации фресок церкви Воскресения города Пучежа описана в журнале "Советский музей" 1988 Январь - февраль 1 (99) http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st023.shtml .