На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Егоров Александр Михайлович. На Соловки...

   В апреле 1942 года из призывников была сформирована команда из 15 человек для Северного флота.  Как и всех, нас провожали с оркестром. Я сам сыграл последний раз, отдал свой «баритон» и, попрощавшись с ребятами, мы поехали обозом на дровнях до Кинешмы. Из Кинешмы мы поехали уже в железнодорожных вагонах на Москву. С Москвы с другими группами отправились на Ярославль. Там, до нас, немцы бомбили железнодорожный вокзал. Люди бежали кто куда. Нас тоже быстро собрали по командам и отвезли в бомбоубежище при вокзале. Когда дали отбой воздушной тревоге, мы вышли из бомбоубежища, увидели, что наши вагоны не тронуты. Нас опять всех пересчитали, добавили в эшелон ещё ярославцев и к вечеру отправили.

   Путь был на Вологду. Даже ночью было видно, что на обочинах железнодорожного полотна лежали обгоревшие вагоны. От некоторых остались только металлические каркасы. В Вологде наш эшелон встречал духовой оркестр конников. Я не выдержал и подошёл к ним. Они дали инструмент, и я поиграл с ними. Они меня звали остаться  у них, дескать, устроим переводом, но я сказал, что на лошадях не могу. Через час мы выехали из Вологды и вот:

Здравствуй город северный, город на Двине,

Строем привели нас вымыться в реке…

    В Архангельском морском экипаже тоже был свой духовой оркестр, и я там познакомился с ребятами и даже присутствовал на репетиции. Но когда я узнал, что нас отправят дальше, то и там не согласился остаться. Нас распределили на команды и при построении спросили: «Кто по согласии пойдёт работать грузчиком?» Дело в том, что надо было загрузить продуктами транспорт – «Ямал». Я дал согласие и ещё семь человек. Одна группа была в первом люке, а другая во втором. Кормили нас очень хорошо, можно было кушать, что угодно, лишь с собой не брать. При уходе нас проверяли, но всё были случаи, что некоторые пытались что-то утащить. Их от погрузки отстраняли.

   Самый тяжёлый груз – были плитки изюма, каждая по 120 килограмм. Вот положат такую на хребёт, то так и хочется присесть, но всё же справлялись. После, когда загрузили «Ямал», нам объявили: «Кто загружал транспорт, завтра на ледоколе «Иосиф Сталин» пойдут на остров Соловки для прохождения службы». Так нас отправили в Белое море на Соловецкие острова.

   Ледокол остановился где-то в одной миле от острова и пешком по льду мы пошли на берег под звуки духового оркестра – на соловецкую землю. Всех нас временно поселили в помещении церковной обители. Для нас здесь всё было ново. Возникали бесконечные вопросы: где, как, почему? Мы спрашивали у сопровождающих: «Почему в некоторых местах стены кремля в круглых пробоинах?» Нам отвечали, что давно это кремль хотели взять англичане, вот они и обстреливали его ядами из корабельных пушек, но всё было безрезультатно. Левее кремля находилось белое двухэтажное здание. Это было управление учебного отряда северного флота. У входа здания с левой и с правой сторон на постаментах стояли пушки старого образца с ядрами, как украшение этого здания. В здании находилось всё управление, знамя отряда, дежурная служба и комендант. Итак, мы зашли с залива через арку западных ворот. Там ещё остались следы асфальтированной дорожки, которая вела  в основной храм. Сам храм внутри был весь искорёжен, всё там ободрано (в нем до войны содержались заключённые). С северной стороны была организована для моряков-курсантов столовая. В южном же храме (до заключённых) вход на второй этаж был механизирован. Лестницы раздвигались и как-то поднимали приезжих и пришедших прихожан на второй этаж. А рядом с храмом у южной стены находились надгробные памятники из гранита и чистого мрамора. Гравировки и надписи на этих плитах указывали, что там захоронены останки святых людей, живших в разное время на Соловках.

Нас направили в сторону леса и Святого озера. Там и оборудовали для себя добротные землянки. Началась  новая служебная жизнь на Соловецких островах.

А.Егоров. Газета «Пучежские вести» от 18 марта 2000 года.

Картина дня

наверх