На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Константин Уваров. Перенос Пучежа

    Старый Пучеж занимал небольшую и узкую площадь от берега старой Волги до берега нынешней. Окраинами города считались: к северу – Завражье, к югу – Старая Маёвка, а к западу – Верхняя Окулиха. В центре стояли в основном каменные двухэтажные  (купеческие в прошлом) дома, в которых размещались разные государственные организации и учреждения.

  

При строительстве Горьковской ГЭС Пучеж попал в зону затопления. В 1952 году в город прибыла бригада проектировщиков. Руководителем была тов. Назина. Проектировщики наносили на бумагу план нового города. Наша ремонтная контора, (переименованная потом в строительный участок), в которой трудились квалифицированные мастера: плотники и столяры, печники и жестянщики, каменщики и маляры, стекольщики, приступила к разборке каменных домов, выборке камня из мостовых улиц, разборке крепких деревянных зданий и переносу их на новое место.

 

                  Руины кирпичных зданий                                                                    Подрыв колокольни

 

             Разбор церкви                                                                     Снос льнофабрики    

   Мы стали получать строительную технику: тракторы, скреперы, бульдозеры, автомашины и др. Набирали людей. Объём работ увеличивался ежедневно. От крайних улиц В.Окулихи к западу расстилалось чистое колхозное поле. И вот на этой возвышенной (так тогда казалось) площади загрохотали, заработали разные механизмы и люди. Прокладывалась колея дороги (теперь улица Ленина). Первым здесь повел свой трактор И.Ф.Перцев. Возили сюда камень из города, песок из карьеров. Поднимались и удлинялись готовые метры полотна главной магистрали. А через реку Пушавку начали строить насыпной мост. Быстро сновали самосвалы с землей и камнем. Большинство их было из Шуйской автоколонны.

          Насыпной мост

Кроме нашей ремконторы, создавались и другие строительные участки: Ивсельстрой, спецстрой, участок по строительству речного причала. Строился льнокомбинат. На нём работала другая строительная организация – СМУ № 7. Темп работ по строительству города рос с каждым днём. Вскоре возле строящейся дороги вырос шлакокирпичный дом, возведенный рабочими льнокомбината. В стороне от дороги наш участок восстановил два деревянных двухэтажных дома. Росли и другие разные здания.

              Строительство фабричной бани

В этот период интенсивно переселялся частный сектор. Образовались улицы. А выше по Волге на крутом высоком берегу экскаваторщик М. Смуров ковшом своей машины прокладывал траншею, спускаясь ниже и ниже к воде. Это строилась водопроводная станция  первого подъёма.

               Строительство станции 2-го подъёма 

   И отсюда стали тянуться траншеи и трубы городского водопровода. Одновременно строилась и канализация: станция перекачки и прокладывались канализационные трубы по дну Пушавки.   Конечно не обходилось  без ошибок и недоразумений. Не на месте, например, был поставлен шлакокирпичный дом (стоит внутри 35-го квартала), а при строительстве гостиницы выявилось, что в документации отсутствовала крыша. Гостиница без крыши! Завязалась переписка. Вопрос был решён.

        Остатки старого Пучежа перед теперешним причалом

   А время шло своим чередом. Старый город пропадал, а новый рос и расширялся. И когда на ГЭС  были в основном закончены работы и водохранилище набрало силу – территория старого Пучежа скрылась под водой…

К.Уваров

Картина дня

наверх