На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Кандалинцев Александр Федорович. За власть Советов

Кандалинцев А.Ф (1901 - 1983)

   Сплошная зелень садов почти наглухо скрывает выстроившиеся по бокам дороги дома Родинской улицы. На ней тихо даже в полуденный час. Лишь еле уловимые для слуха гудки автомашин с соседней улицы Кирова да гомон детворы нарушают покой городской окраины. Из-за изгородей виснут, касаясь головы прохожего, ветви деревьев, на которых уже чётко обозначились плоды, что будут наградой за труд человека.

   Обыкновенная улица городской окраины. И люди живут здесь такие же, как и на других. У каждого свои дела, свои заботы, радости и переживания. Разные люди, всех возрастов и профессий: текстильщики и строители, рабочие и служащие, пенсионеры и молодёжь.

   Обыкновенные советские люди. Эту фразу мы часто слышим, читаем в газетах. Сам проявивший в чём-то себя скромный человек в ответ на заслуженную похвалу тоже скажет: ничего особенного я не сделал.

   Такая скромность легко угадывается и в Александре Фёдоровиче Кандалинцеве.

   -Да, ушёл добровольцем на гражданскую, ходил рядом со смертью, был ранен, испытал холод и  голод, перенёс тиф и цингу… Так разве я один. Таких были полки, дивизии. На защиту молодой Советской республики уходили тысячи.

   Грозный 1918-й. Партия зовёт грудью встать на защиту Октября от иностранной интервенции и внутренней контрреволюции. Понимает 17-летний юноша, что его место там, где решается вопрос: быть или не быть Советской власти.

   В составе первого сформированного в Пучеже продотряда Саша Кандалинцев едет в Казанскую губернию. В Лаишевском уезде, отряд во главе со своим командиром, тоже пучежанином, паковщиком пряжи Павлом Ивановичем Калинниковым заготовляет хлеб, отправляет его в промышленные районы. Местные богатеи оказывают яростное сопротивление. Саботажи перерастают в контрреволюционные восстания. То там, то тут появляются банды, с которыми нередко завязываются настоящие бои.

   В 1919 году молодой боец продотряда Александр Кандалинцев в Казани. Здесь в числе других его отобрали на курсы красных командиров. Из того периода Александр Федорович вспоминает такой случай:

   - После нескольких дней занятий был дан приказ: немедленно выступить и освободить от колчаковцев Ижевск. Это было для меня первым боевым крещением в составе действующей армии. Будущие красные командиры выполнили боевую задачу и продолжали учёбу в Ижевске. Рабочие этого города вручили каждому из нас по новенькой винтовке.

   Вскоре курсанты были распределены по воинским частям и выехали в районы боевых действий.

   - Я, - говорит Александр Фёдорович, - получил назначение в 36-ю стрелковую дивизию, которая находилась в районе г. Калачева, на должность командира взвода. Начались жестокие бои с деникинцами и колчаковцами.

   В памяти воина-добровольца сохранились многие эпизоды из ратного труда в донских степях, из штурма Перекопа, участником которого он был. Невозможно обо всех их рассказать. Александр Фёдорович показывает на ноге оставшийся от тех времён шрам и рассказывает о бое с деникинцами.

   - Рота, которой я тогда командовал, попала  в засаду.  Выход был один – принять бой несмотря на то, что силы были слишком неравными. Перестрелка быстро перешла в рукопашную схватку. В пылу боя я оказался впереди бойцов. Деникинцы узнали во мне командира и сразу же стали обступать со всех сторон. Один из них был в нескольких шагах и вот-вот вонзит мне в грудь острие штыка. Не случилось этого потому, что в самое последнее мгновение ко мне на выручку подбежал один из красноармейцев и помешал беляку. Удар штыком пришёлся не в грудь, а в ногу.

   Бои на Дону, на Донце, на Хопре. Радости побед и огорчения неудачами. Полуразутые, часто голодные, а главное плохо вооружённые отстаивали на Дону родную Советскую власть красные воины, в славных рядах которых был и наш земляк. Был ранен, однажды обморозил ноги и чуть не лишился их совсем, лежал в госпитале и там прихватил тиф. Да и не удивительно: в каком-то полуразрушенном здании, именуемом госпиталем, не было ни нар, ни постельных принадлежностей. Раненые лежали на голом полу, получая скудный паёк, а то и совсем оставались без него.

   Много времени прошло с тех пор, много воды утекло, но никогда, не забудутся имена тех, кто в годы гражданской войны с оружием в руках, не щадя своей жизни, отстаивал и утверждал Советскую власть, проливал за неё свою кровь.

   Пенсионеры Александр Фёдорович и его супруга Мария Георгиевна Кандалинцевы воспитали достойную смену. У них три сына, которые с юных лет впитали в себя любовь к Отчизне и служат ей верой и правдой.

11.11.1944 г. Мария Георгиевна, Лев, Александр Фёдорович Кандалинцевы

   Их старший сын – Лев – подполковник милиции, работает в Иванове. О нём, как способном и инициативном работнике уголовного розыска, писали в центральной и областной печати. Второй сын, Вениамин,  проводит сейчас свой отпуск у родителей, приехав из Горьковской области, где он работает начальником второй части в одном из райвоенкоматов и имеет звание капитан. Младший сын Виталий, - военный моряк, капитан 1-го ранга и служит в должности начальника штаба бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

   Низкий поклон, крепкого здоровья и больших радостей Вам, Александр Фёдорович, в этом юбилейном году Советской власти, которую Вы отстояли!

М. Дегтярёв, газета «Ленинское знамя» от 10 июня 1967 г.

Картина дня

наверх