На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

В гостях у ветерана Великой Отечественной войны

 

    11 декабря 2014 года учащиеся 6-а класса лицея г. Пучежа, члены кружка «Юный краевед» (руководитель научный сотрудник Пучежского краеведческого музея Киселёв О.М.) Лощилова Елизавета, Максим Овчинников, Тагунова Юля посетили ветерана Великой Отечественной войны Воробьёва Николая Павловича. 15 декабря ему исполняется 89 лет. Ребята вручили ему подарок от имени лицея.  Ветеран сохранил хорошую для своего возраста память, мог вспомнить многие эпизоды фронтовой жизни. Поэтому ребята смогли долгое время беседовать с ним. В этом нам помогали дочка Николая Павловича – Надежда Николаевна и зять Алексей.

      Как оказалось, в годы войны на фронт брали совсем ещё молодых 17-летних ребят. И было это, не в конце войны, а уже в середине её, в 1942 году. Как только Николаю исполнилось 17 лет, на другой же день он отправился на войну. Из бывшего села Соличное, (сейчас это деревня в Сокольском районе), он с другими призывниками на дровнях отправился в Кинешму. Из семьи на войне были брат и дядя, все они остались живы. Мы спросили про личную жизнь перед войной. Н.П. Воробьёв сказал, что в семье их было четверо детей, отец умер очень рано, поэтому жили бедно. В колхозе юноша был пастухом. Мы спросили: «Ваша деревня так называется, потому что там добывали соль из колодцев? Нет. Это было в деревне Усолье, я помню, как оттуда привозили соль на противнях». «А как вы узнали о начале войны? Радио у нас не было, поэтому о войне узнали только вечером, люди сказали». Затем ветеран вспомнил маршрут своей поездки на фронт. Поездом из Кинешмы их привезли в город Ногинск, а из Ногинска в Кострому. Проезжая в 1943 году город Ярославль, видел,  как его бомбили. Николай Павлович участвовал в боях по освобождению Ленинграда от блокады. Всю войну  прошёл, а, наверное, правильнее сказать, прополз на коленках,  сапёром. Он вспоминает, что особенно упорные бои начались, когда наши войска подошли к  городу Нарва. Там его часть была полностью разбита. Немцы взорвали все мосты, а в реку Нарва бросили колючую проволоку. И от этого пострадало очень много наших солдат. Поэтому Николая Воробьёва отправили под Москву для переформирования. То есть он попал в новую часть.

     При воспоминаниях о тяжёлых боях на глазах у ветерана наворачиваются слёзы. Поэтому, видя это, мы переводим беседу в нейтральное русло. Говорим про армейский быт. «Сколько вы получали денег на фронте? Мало. Всего 40 рублей в месяц. И ещё часто эти небольшие суммы сдавали в Фонд обороны. А вы курили? Нет. Тогда, быть может, вам давали шоколад или сахар вместо табака? Нет, ничего не давали». При этом Н.П. Воробьёв уточняет, что всё равно на фронте кормили лучше, чем при формировании частей в тылу. Там просто голодали.

    Затем Николай Павлович перешёл к рассказу о боях на карельском фронте. Они прибыли в город Кандалакшу, а затем  в город Колу. Под Кандалакшей были упорные бои с финнами. Они, отступая, отравляли колодцы. Как мы потом посмотрели по карте, Николай Павлович участвовал в Петсамо – Киркенесской операции. Н.П. Воробьёв говорил, что финны были самым жестоким противником изо всех. Но у них были очень хорошие финские ножи, такой был и него. Сапёру хороший нож нужен обязательно. Таким образом, наш ветеран участвовал и в освобождении Норвегии. Интересно, что там был лагерь советских военнопленных, которые попали в плен под Харьковым в 1943 году. Среди них были и два пучежанина, один из которых стал впоследствии соседом по улице, а другой сватом. Кроме того, вместе с товарищем они разминировали железнодорожный мост, за что нашему герою дали 10 суток отпуска. Он был в пути 8 дней, а дома только 2 суток. Потому что от Правдинска, где кончалась железная дорога, до дома он шёл пешком. Но на этом война для Николая Воробьёва не закончилась. Ведь предстояли ещё бои с Японией.

   Их часть вела наступление со стороны Приморья. По словам ветерана, они передвигались не только пешком, но и на танках, а в Харбин попали на самолёте. На одной из фотографий, размещённой в книге о войне, сделанных в Маньчжурии, Н.П. Воробьёв узнал себя и своего друга на танке.

   В Харбине наши солдаты жили в отеле «Ямато». Питались китайской едой. «Наверное, ели много риса», – спросили мы. – «Нет, риса не видели, а ели гаолян и сою». «А что такое гаолян?». – «Это вроде нашей гречки». «Наверное, ели много мяса». – «Нет, не было такого». В конце беседы мы узнали, что, находясь всю войну среди мин, Николай Павлович ни разу не подорвался. Он происходил из глубоко верующей семьи и всю войну проносил в гимнастёрке молитву, которую дала ему мать. Видимо, его  хранил Бог.

    Николай Павлович Воробьёв служил в Китае ещё 4 года и вернулся домой только в 1949 году.

 

                        9 мая 2005 г.

Картина дня

наверх