Келья инокини Аркадии при Вознесенской церкви Пучежа
Таинственная инокиня Аркадиия, жившая в посаде Пучеж в 18 веке, по мнению пучежских старожил, была дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Существуют две гипотезы появления инокини в посаде Пучеж. По одной версии привезена была Варвара Мироновна «сверху» (с Питера значит) привез ее полковник . И было инокине лет пятьдесят. Искала она места на Волге, где б поселиться, Пучеж ей наш и понравился: добродушный, «тут и тихо и глухо, т.е душеспасительное место». А почему именно в Пучеже решила остаться Варвара Мироновна? Разве мало тихих, пустынных провинций, с красивым видом на Волгу? Предположим, что место уединения было выбрано не зря. Вдоль направления Пучеж-Сеготь неоднократно проезжала сама Елизавета Петровна. Ее визиты были не случайны: сначала приезжала узнать «что да как»(отдаленное, святое место, много церквей), а потом навещала дочь. А почему бы нет? Известен факт, что имела инокиня крест на Анненской ленте и получала за него какую-то пенсию в 200 рублей. Также был у инокини Указ, золотом опечатан, в котором говорилось об оказании помощи Варваре Мироновне, какой бы она не попросила. Вряд ли такой привилегией могла пользоваться фрейлина Великой Императрицы, сосланная в числе неугодных. По второй версии, по воспоминаниям сторожил посадских, было Варваре Мироновне лет 105, привез ее полковник Бушуев в 1789году вместе с 4-мя женскими персонами. Инокиню оставил в Пучеже, а остальных повез дальше. Подобные ссылки применялись по отношению к лицам высокого происхождения, совершивших нечто неугодное власть предержащим, но не являющееся каким-либо серьезным преступлением. При Пушавинской Воскресенской церкви возвели для нее отдельную келью, а также «княжеские», «генеральские» ворота. В этой келье прожила уединенно 50 лет. Старожилы были убеждены, что эта Варвара Мироновна на самом деле была дочерью императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, княжной Таракановой Третьей(имя дочери Великой императрицы присваивали себе еще две особы). В подтверждении приводим ее начитанность, непонятное влияние на губернатора и архиерея (костромских), царские замашки-всегда с прислугой Пелагеей, которая завещала погрести себя у ног свое госпожи, а однажды сама императрица прислала Варваре Мироновне материи на платье. О том же высокородном происхождении таинственной инокини говорил пучежанам помещик соседнего Лыскова Егор Александрович Грузинский, камергер, заботливо опекавший покойную при жизни. Этого провинившегося сановника Тараканова якобы спасла от ссылки в Сибирь, писала о нем кому-то в столицу, и оттуда ссылку заменили запретом Грузинскому бывать в Петербурге и Москве. Священник Пушавинской церкви отец Михаил рассказывал, что ему приходилось не раз писать под диктовку Варвары Мироновны письма к графу Виктору Павловичу Кочубею и другим сиятельным особам.
Пучежане весьма уважали инокиню, беспрестанно обращались к ней за помощью. Возникает вопрос: почему? Инокиня Аркадия ума была прозорливого, она еще и пророчествовала, кроме того, славилась страхом, наводимым на властьимущих; представители властей, как епархиальных, так и петербургских относились к инокине с большим почтением, и каждый раз, бывая в посаде, непременно навещали Аркадию в ее келье. Если мы обратимся к жизни ее в монастыре, то увидим, что инокиня каждый день читала Жития, в пищу употребляла только рыбу(лещика), говядину отвергала. Была у нее чудотворная икона, и очень не любила она, когда при ней громко говорили.
Одним словом, жители посада были уверены, что инокиня и есть дочь великой Императрицы. Откуда такая уверенность? Во-первых, поверье самой инокини, которая вспоминала, что жила она в Петербурге и подносили ее к женской персоне, полной из себя, видной, в богатом платье; и звала та ее дочкой. Можно предположить, что возраст предполагаемой дочери Императрицы, когда ее по каким-то причинам отлучили от матери, был небольшим. Немаловажным является происхождение инокини со стороны предполагаемого отца. Если инокине Аркадии при смерти было 105 лет, то родилась она в 1734 году, когда Елизавете Петровне было 25 лет – это время царствования Анны Иоанновны. Разумовский в качестве отца отпадал, ибо его фавор у Елизаветы начался в 1740 году. Но если инокине Аркадии было в момент кончины не 105 лет, а на 11-15 меньше, то она вполне могла быть их дочерью, так как тайный брак Елизаветы и Разумовского состоялся в 1744 году. И наконец, вряд ли к простой персоне на похороны съехались человек 20 попов. Приезжал и царевич Грузинский, по указанию которого рядом с Пушавинской церквью, где все это время жила инокиня, были выстроены «княжеские ворота»(им же была построена и сама келья инокини). Архитектурный ансамбль ворот и кельи выделяется на фоне других построек посада Пучеж. На четырех невысоких каменных столбах поставлен из известкового камня катафалок, в форме гроба, с изображением на нем мертвой головы, голеней на кресте и прочее. Над катафалком железная, зеленой краской крашенная крыша. Все вышеперечисленные аспекты свидетельствуют о том, что в любом случае инокиня Аркадия – женщина образованная, знавшая иностранные языки, уважаемая, была явно не простого происхождения. И вполне возможно, дочерью самой Елизаветы Петровны.
1910 г. Надпись на саркофаге:
"Под сим камнем покоится прах рабы Божией инокини Аркадии скончавшейся 1839-го года генваря 22 дня."
Существует версия, что инокиня Аркадия (называла себя Варварой Мироновной Назарьевой), которая проживала в Пучеже с 1789 по 1839 г.г., была внебрачной дочерью Имп. Елизаветы Петровны и Александра Бакаровича, внука грузинского царя Вахтанга-VI.