На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Шахов Павел Григорьевич. На Ораниенбаумском плацдарме

   В конце 1943 года наш артиллерийский дивизион береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота занимал позиции на Ораниенбаумском плацдарме. С одной стороны плацдарм окружали немецкие войска, а с другой омывали холодные воды Финского залива. Задача расположенных на плацдарме войск была чёткая – не допустить высадки финского десанта с моря и отражать атаки немцев с суши. Немалая роль в этом отводилась и нашему дивизиону 76-миллиметровых орудий, расположенному в полутора километрах от передовых позиций. Надо сказать, что с этой задачей мы справлялись, понимая важное значение плацдарма для обороны Ленинграда.


   Но вот настал январь 1944 года. Нам поступил приказ: готовиться к наступлению. В ночь с 13 на 14 января мы подтянули всю боевую технику непосредственно на передовую, подготовились к нанесению удара по заранее разведанным огневым точкам фашистов.

   Утром 14 января прогремел первый залп из всех стянутых на передовую орудий и миномётов. Шквал огненного металла ударил по позициям немцев по всей линии обороны. Наши 76-миллиметровые орудия прямой наводкой били по огневым точкам, поднимая на воздух доты и дзоты, разметая скопления фашистов. Фронт немецкой обороны был прорван, войска погнали немцев на запад. Наш дивизион тоже двинулся вперёд, в составе войск 2-й Ударной армии мы форсировали р. Луга, освободили г. Кингисепп. Затем, преследуя отступавших немцев, мы подошли к реке Нарва и одноимённому городу. Но это было уже в феврале. Нарву немцы защищали упорно. Город расположен на высоте, с которой хорошо просматривались наши позиции. Я к этому времени был переведён в артразведку, которая шла с передовыми частями. Под Нарвой наши войска несли большие потери. Немецкая артиллерия с нарвских высот расстреливала пехоту и технику. Мы, разведчики, засекли многие огневые точки, но передать эти сведения в артдивизион не могли, так как оборвалась связь. А без этого дивизион, как слепой, куда стрелять – неизвестно.

   Командир разведки принял решение – отправить в дивизион письменное донесение. Выбор пал на меня. Получив пакет, я под артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём, где ползком, где перебегая от воронки к воронке вслед за разрывами снарядов, доставил пакет по назначению. Данные разведки помогли артиллеристам подавить немецкую артиллерию. Пехота форсировала Нарву и освободила город. Но мне в этом участвовать не пришлось, т.к.  при возвращении на передовую был тяжело ранен.

   С тех огненных дней прошло 50 лет, но события эти в памяти не изгладятся всю жизнь.

Газеты «Пучежские вести», 22 января 1994 г.

Картина дня

наверх