На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Шенурин Андрей Иванович

   Красноармеец Илья Алексеевич Алексеев, бывший писарь продовольственно-фуражного снабжения 333-го стрелкового полка, проживающий в Москве, ещё много лет тому назад, сообщал о том, что вместе с ним в Брестской крепости служил уроженец Ивановской области заместитель политрука 1-й стрелковой роты Андрей Иванович Шенурин.

Алексеев подтвердил, что на день начала войны Шенурин находился в крепости, принимал участие в бою, в конце июня 1941 года попал в плен и отправлен в концлагерь Бяла-Подлеска (Польша), где оказался и сам Алексеев. К сожалению, о дальнейшей судьбе А.И. Шенурина Алексеев ничего сообщить не мог.

Лишь благодаря тому, что в архивах сохранилась книга учёта коммунистов 6-ё Орловской стрелковой дивизии, был установлен номер партийного билета А.И. Шенурина, и оказалось возможным последующими запросами в различные инстанции (в том числе в партийный архив при ЦК КПСС) установить вехи его жизни.

   Андрей Иванович Шенурин родился 20 июля 1918 года в деревне Малое Репино Воронцовского сельсовета Пучежского района в крестьянской семье. В 1934 году он окончил среднюю школу в городе Пучеже и с июня этого же года начал работать в колхозе имени С.М. Киров в деревне Малое Репино. Грамотные ребята на селе в то время были довольно большой редкостью, поэтому Андрея уже в апреле 1936 года назначили счетоводом колхоза, в этом же году он стал комсомольцем.

 

Шенурин А.И. с матерью Александрой Степановной и сестрой. 28.10.1938 г. 

  В феврале 1937 года 19-летний Андрей Шенурин был избран председателем колхоза имени С.М.Кирова и целый год исполнял эти многогранные обязанности. В феврале 1938 года он стал секретарём Воронцовского сельсовета в селе Воронцово (в двух километрах от дома), а с октября этого же года опять работал в колхозе.

  В январе 1939 года Шенурин поступил в Воронцовскую неполную среднюю школу на должность делопроизводителя, здесь же в апреле 1939 года Пучежским райкомом ВКП(б) он принят кандидатом в члены ВКП(б). Он мечтал работать учителем и учить детей, поэтому усиленно занимался, и в июле 1939 года сдал экстерном экзамены за полный курс Вичугского педагогического училища.

  Получив диплом учителя начальных классов, Андрей Иванович Шенурин 1 сентября вошёл в класс в новой для себя роли, но учительствовать ему пришлось недолго – всего три месяца.

 22 ноября 1939 года А.И. Шенурин Пучежским райвоенкоматом был призван в ряды Красной Армии, направлен в город Новозыбков Орловской (ныне – Брянской) области в 800-й стрелковый полк, а оттуда – в Бресткую крепость. Сразу же после зачисления в 333-й стрелковый полк красноармеец Шенурин был направлен в полковую школу и после её окончания в июле 1940 года ему было присвоено воинское звание «старший сержант». Именно в это время, в июле 1940 года, Андрей Иванович Шенурин был прият в члены ВКП(б) и вскоре назначен на должность заместителя политрука 1-й стрелковой роты.

  В апреле 1941 года за добросовестное выполнение своих обязанностей, умелое воспитание личного состава и отличное владение всем стрелковым оружием роты молодой коммунист замполитру А.И. Шенурин приказом Народного Комиссара Обороны СССР был награждён нагрудным знаком «Отличник РККА». Оставалось ещё полгода трудной, насыщенной учениями,  стрельбами и тревогами службы, о чём он и писал матери в своём письме от 16 июня 1941 года. Это письмо оказалось последним, после чего связь с А.И. Шенуриным прервалась…

  Красноармеец И.А. Алексеев писал в своих воспоминаниях, что незадолго до начала войны 1-я стрелковая рота 333-го стрелкового полка в составе батальона была направлена на месяц на строительство укреплённого района за пределами крепости, но замполитрук А.И. Шенурин оставался в казарме полка.

  Нет подробностей участи замполитрука А.И. Шенурина в боях по защите Брестской крепости, так как он по-видимому сражался в составе какого-то другого подразделения полка, и оставшиеся в живых после войны не смогли назвать фамилию незнакомого им замполитрука. Достоверно известно лишь то, что И. А. Алексеев видел Шенурина уже в плену.

  Во время войны мать Александра Степановна неоднократно обращалась в Пучежский райвоенкомат с просьбой сообщить ей о судьбе сына, пусть даже и самой тяжкой, однако получала ответ, что Шенурин в списках убитых, раненых и пропавших без вести не значится. Лишь в 1948 году по запросу Пучежского райвоенкомата Центральный Архив Министерства Обороны СССР сообщил, что А.И. Шенурин пропал без вести в июне-июле 1941 года. По моему запросу о судьбе Андрея Ивановича Шенурина Пучежский райвоенкомат сообщил 12 марта 1982 года, что Шенурин числится пропавшим без вести в декабре 1941 года, эти же данные подтвердил мне и Центральный Архив Министерства Обороны СССР 30 декабря 1983 года.

  О дальней судьбе Андрея Ивановича Шенурина можно лишь делать примерно такие же предположения, как и в музее «Брестская крепость-герой»: «Видимо, был расстрелян в плену, как политработник». Шенурин домой не вернулся.

1962 г. Александра Степановна с дочерьми и внучкой Ириной

 Сейчас из числа ближайших родственников А.И. Шенурина в живых осталась только его сестра – Павла Ивановна Коноплёва, проживающая в селе Воронцово Пучежского района. Она пенсионерка, но продолжает трудовую деятельность в должности сельского почтальона, а раньше была учительницей в той самой школе, в которой работал и её брат. Наша единственная встреча с Павлой Ивановной состоялась 2 ноября 1985 года в сельском Доме культуры во время моего выступления перед жителями села на тему «Ивановцы – защитники Брестской крепости».

В. Купчиков. Газета «Ленинское знамя» от 21.11.1985 г.

Картина дня

наверх