Пучеж и его жители

334 подписчика

Схватка с рыбаками из Костромской области.

Весна 1979 года. Начало мая. На реках наступил период нереста рыб. Инспектор рыбнадзора по Сокольскому участку Матвеичев М.П., проживавший в д. Березово обратился к нам сотрудникам районной службы охотничьего надзора с предложением организовать совместный рейд по борьбе с браконьерством на территории Сокольского госзаказника, а конкретно выехать на реку Унжу.

В то время в районной службе охотнадзора в Сокольском районе работало нас двое: мой непосредственный начальник- старший охотовед Гусев Виктор Геннадьевич и я охотовед Волков А.Ю. Одновременно я был студентом- заочником 1 курса московского ВУЗа, где обучался по специальности биология-охотоведение.

По долгу службы мы охотно согласились принять участие в рейде по борьбе с браконьерством. Заранее договорились о встрече, дате выезда и составе группы. В Сокольском госзаказнике, который насчитывал 41 тыс. га охотничьих угодий, работали три наших егеря: Шубников в пос. Новая Шомохта, Федоров в пос. Летняя База и Миронов Володя в д. Потахино. Брат последнего Николай в то время работал участковым инспектором в пос. Сокольское.

Рано утром в начале мая в пос. Сокольское за нами приехал инспектор рыбнадзора Матвеичев М.П. совместно с инспектором рыбнадзора из г. Юрьевца на автомашине УАЗ-469, на которой была надпись «Охрана природы». Всего нас в рейд выехало 5 человек, с собой в рейд мы взяли представителя районного общества охотников егеря Лебедева Д.И.,проживавшего в. с. Георгиевское, а он прихватил с собой охотничью собаку западно-сибирскую лайку. С собой мы взяли охотничье оружие, а старший охотовед Гусев В.Г. и табельное - пистолет «ТТ».

Проехав населенный пункт Пелегово мы свернули влево в лес к реке Унже. Берег Унжи был лесной и по нему вдоль реки проходила лесная грунтовая дорога. Когда мы свернули с поля на эту дорогу, то обнаружили свежие следы протектора колес автомобиля ГАЗ-69. Мы поехали по этой лесной дорожке, чтоб найти и проверить этот автомобиль. Проехав по ней несколько километров мы выехали на большую поляну среди леса на берег реки Унжи. На этой поляне стоял автомобиль ГАЗ-69 с горьковскими номерами.

Мы вышли и подошли к автомобилю ГАЗ-69. За рулем автомобиля сидел водитель, а рядом с ним на пассажирском сиденье солидная женщина. Было похоже, что они кого-то ждали. Мы подошли, представились им и спросили у них: «Что Вы тут делаете? И кого ждете?». Водитель сказал, что просто так стоим, а женщина промолчала. До этого мы посмотрели через заднее стекло внутрь салона их автомобиля и увидели на полу два полных мешка, завязанных сверху жгутом, которые лежали в задней части салона.

Мы попросили водителя разрешить нам досмотреть их автомобиль, так как мы имели на это полное право. Любой транспорт находящийся в угодьях госзаказника подлежит досмотру. Водитель вышел из автомобиля и сказал: «Проверяйте». Открыл нам заднюю дверцу, мы проверили мешки, предварительно их развязав. Оба мешка были наполнены свежей рыбой. Один мешок был заполнен судаком, а второй – крупной плотвой. В автомобиле кроме двух мешков с рыбой никаких орудий лова не было. Да и одеты были водитель и женщина не для рыбной ловли.

Мы спросили у женщины: «Где они взяли рыбу?», но женщина промолчала и не желала с нами общаться. Водитель также ничего не хотел говорить. Тогда мы предупредили их, что если они не скажут нам, где взяли эту рыбу, мы изымем у них рыбу, а их вместе с машиной доставим в Сокольский отдел милиции для разбирательства. Во-первых здесь заказник, а во-вторых сейчас настал период нереста рыб. Мало того, что у них нет никаких документов на приобретение свежей рыбы, а они еще и не говорят, где ее приобрели.

Тогда мы потребовали у водителя показать документы на машину и водительское удостоверение, водитель, мужчина средних лет, жестом показал нам, чтобы мы отошли к заду ГАЗ-69 и тихо нам сказал, он тут не при делах, в автомобиле сидит его начальница цеха с заволжского моторного завода (ЗМЗ) и он человек подневольный, сказали ему, нужно съездить и он поехал. И автомобиль ГАЗ-69 тоже принадлежит ЗМЗ. Они сюда приехали к рыбакам, чтоб купить рыбы, рыбаки продали его начальнице 2 мешка и должны привезти еще два. Вот поэтому они стоят и ждут рыбаков, которые должны скоро подъехать. При этом водитель просил, ничего его начальнице об этом не говорить, то есть его не сдавать.

Мы сказали ему, что договорились, пусть он садится в свой автомобиль. Мы тоже стали ждать приезда рыбаков, но мы пока не знали, что за рыбаки продали рыбу «гостям». Вскоре на реке Унже послышался гул лодочного мотора, лодка шла со стороны пос. Новая Шомохта. Мы спрятались за деревьями, а свой УАЗ отогнали в лес от автомобиля ГАЗ-69. И стали наблюдать за рекой Унжей. Вскоре показалась крупная деревянная лодка с двумя рыбаками, которые ехали недалеко от берега в нашу сторону.

Все было бы хорошо. Но когда рыбаки подъехали совсем близко к берегу, оставалось им до берега около 50 метров, наш егерь Лебедев Д.И. высунулся из кустов и стал рассматривать рыбаков в бинокль. Мы ему по-тихому говорим: «Осипыч, уйди, спрячься за кусты, рыбаки тебя сейчас увидят!». Но Дмитрий Иосифыч то ли не слышал наши просьбы, то ли не обратил внимания. Одним словом испортил нам все дело. Рыбаки заметили егеря, который мельтешил между кустами и заглушили мотор, не доезжая до берега метров 30. Тогда из кустов вышел инспектор рыбнадзора Матвеичев М.П. в морской форме и фуражке с крабом и потребовал у рыбаков подъехать к берегу. Но рыбаки поняли в чем дело, ничего не говоря, завели лодочный мотор и поехали на лодке в обратном направлении.

Инспектор рыбнадзора Матвеичев М.П. сказал нам, что он знает, чья это лодка и кто такие рыбаки. Он нам пояснил, что это рыбаки из артели гослова Костромской области, у них на территории нашего Сокольского района недалеко от границы с Костромской областью расположен рыбацкий дом в лесу на берегу реки Унжа. Туда нужно ехать несколько километров. После этого он распорядился быстро изъять мешки с рыбой из автомобиля ГАЗ-69 и грузить в наш УАЗ, записал данные водителя согласно водительского удостоверения и сказал на прощание женщине в автомобиле ГАЗ-69, чтобы они ехали домой в г. Заволжье, так как рыбы не будет.

Затем мы быстро сели в автомобиль УАЗ и поехали по этой же лесной дороге дальше берегом реки Унжи в направлении, куда рекой ушла лодка с рыбаками. Дорога была хоть и лесом, но довольно проезжая. Мы быстро проехали несколько километров, сколько точно не могу сказать, но примерно около7-8 км и остановились перед поляной в лесу. Инспектор рыбнадзора Матвеичев сказал, что машину оставляем здесь, в машине остается инспектор Юрьевецкого рыбнадзора, который был за рулем и егерь Лебедев Д.И.. Он сказал им, что если потребуется их помощь, то мы позовем их, а пока пусть ждут тут. С собой он взял нас двух охотоведов Сокольского района Гусева В.Г. и меня.

Мы с Гусевым В.Г. прихватили с собой свои охотничьи двустволки, а Матвеичев М.П. имел при себе пистолет-ракетницу в кобуре и все трое пошли в сторону реки Унжи, до которой не доехали около 100 метров. Только мы вышли на лесную поляну, как увидели деревянный рыбацкий дом, который стоял не на самом берегу Унжи, а примерно в 30 метрах от воды среди сосен. Возле дома никого не было.

Мы подошли к этому дому, в доме стоял шум, раздавались громкие мужские голоса. Рыбнадзор Матвеичев М.П. сказал нам охотоведам, чтоб мы ждали его у входа на улице, если что, он нас на помощь позовет. После чего Матвеичев зашел в дом. Не прошло и нескольких минут, как в доме поднялся сильный шум, послышалась громкая нецензурная брань. И тут же из рыбацкого дома выбегает рыбнадзор Матвеичев М.П. без фуражки, такой возбужденный и за ним из дома вывалила целая толпа пьяных рыбаков, которые матерились, на чем свет стоит. Всего их было 5 человек.

Увидев нас, двух охотоведов с ружьями, рыбаки сначала опешили, а потом заорали: «Бей их, шакалов!». Мы сразу не поняли, в чем дело. Мы им кричим: « Мужики, Вы чего?». А пьяные мужики набросились на нас драться. Два пьяных рыбака напали на инспектора рыбнадзора Матвеичева М.П. и два рыбака на моего старшего охотоведа Гусева В.Г.. Я находился немного позади них. А пятый пьяный рыбак высокого роста и худой набросился на меня. Между нами и рыбаками началась настоящая схватка, борьба, дело дошло до рукопашной.

Высокий рыбак схватил меня за ствол ружья, которое у меня было за спиной и стал его у меня отнимать, при этом он похож был на животное, он орал матом, глаза звериные, на мои слова никак не реагировал. Я пытался его оттолкнуть от себя, вырывал у него из рук свое охотничье ружье, к великому счастью которое не было заряжено. А то бы само собой могло выстрелить. Рыбак ударил меня рукой по лицу, я с силой вырвал у него свое ружье, сделал ему подсечку ног и он повалился на землю, увлекая меня за собой, я упал вместе с ним и на него. И пытался всячески освободиться от его рук, бил ему по рукам, чтоб тот от меня отцепился. В конце концов он отцепился и я поднялся с земли. В этот момент я заметил, что рыбнадзора Матвеичева два пьяных рыбака повалили на землю и бьют, а старший охотовед Гусев В.Г. всячески отбивается от двух других нападавших рыбаков.

В схватке мы не заметили, как к берегу напротив рыбацкого дома подъехала лодка еще с двумя рыбаками, которые высадились на берег и шли к дому с веслами. Рыбаков оказалось уже 7 человек. Увидев прибытие еще 2 рыбаков, я сразу подумал о егере Лебедеве Д.И. и втором инспекторе рыбнадзора, которые остались в машине, и уже хотел их крикнуть на помощь, так как их помощь нам была кстати. Но в этот момент я услышал крики наших и лай охотничьей собаки егеря. Вскоре из леса показались остальные члены нашей рейдовой группы.

Егерь Дмитрий Иосифович с охотничьим ружьем и лайкой бежали к нам на помощь, а за ним бежал и второй инспектор рыбнадзора из г. Юрьевца. Егерь вовремя подоспел к нам на помощь и встретил 2 рыбаков с веслами на подходе к дому, которые подходили к нам с реки Унжи. Один из рыбаков замахнулся на егеря веслом, видимо пытаясь его ударить, но Осипыч (как я его называл) с ходу нанес удар этому рыбаку своим огромным кулаком, размером с голову человека и рыбак с веслом упал на землю навзничь, тогда Осипыч набросился на второго рыбака, который стал от него удирать обратно к реке.

Его собака лайка бросилась за этим рыбаком, догнала его и схватила за ногу, тот заорал. Егерь Лебедев Д.И. подбежал к нему, поймал свою собаку, крикнув ей команду «Нельзя», а затем треснул второму рыбаку хороший подзатыльник и сказал, чтоб тот шел ко всем остальным. А рыбак высокого роста встал с земли и опять полез на меня драться, но я его с силой оттолкнул и он опять упал на землю.

Инспектор рыбнадзора из г. Юрьевца в это время подбежал к рыбакам, которые набросились на его коллегу инспектора рыбнадзора Матвеичева М.П. и раскидал их. А старший охотовед Гусев В.Г. все это время отбивался от нападавших двух рыбаков, находясь при этом на ногах, они не смогли с ним справиться. И только тогда они все успокоились, когда к нам на помощь пришли егерь и второй инспектор рыбнадзора.

Увидев, что у нас прибыло подкрепление, рыбаки запросили мировую, стали просить у нас прощения. Рыбнадзор Матвеичев М.П. сказал им, что всех их посадит в тюрьму за оказание сопротивления и нападение на работников рыбнадзора и охотнадзора при исполнении своих служебных обязанностей. После этого он спросил у рыбаков: « Кто из них бригадир?». Один из них коренастый мужчина невысокого роста сказал ему, что он бригадир. Матвеичев потребовал у него документы и разрешение на право лова рыбы на реке Унжа, тот снова стал просить у него прощения и пошел вместе с ним в дом искать документы и показывать инспектору.

Все рыбаки, хоть и были пьяные, но сразу как-то успокоились и опустили свои головы вниз, как нашкодившие дети, видно поняли, что совершили не дело. После этого мы их всех переписали, рыбнадзор составил на них акт, затем протокол за нарушение Правил рыболовства, записал объяснение бригадира рыбартели, изъял у него все документы, какие были. Рыбаки были из соседнего Макарьевского района Костромской области и работали все в рыбартели гослова. Мы осмотрели лодку рыбаков, там лежали еще два полных мешка с рыбой, которую они планировали продать заволжским покупателям. Рыбнадзор Матвеичев рыбу пересчитал по видам и количеству голов, занес все это в протокол для предъявления им ущерба, после чего потребовал у рыбаков прекратить ловить рыбу в период нереста и убираться к себе домой в Костромскую область.

Напоследок он сказал им, что все материалы дела передаст в органы милиции, т.е. в Сокольский РОВД для возбуждения уголовного дела по факту незаконного лова и хищения рыбы у государства, а также за нападение на нас. После этого мы все сели в автомобиль УАЗ и поехали в пос. Сокольское. Изъятую рыбу у заволжских покупателей, которую им «толкнули» рыбаки, рыбнадзор также пересчитал и занес в протокол. Матвеичев сказал, что всю изъятую рыбу он сдаст в магазин, а материалы с заявлением передаст в сокольскую милицию.

Чем закончилось все это дело с костромскими рыбаками я не знаю, меня и старшего охотоведа Гусева В.Г. в органы милиции никто не вызывали. Возможно, что рыбнадзор Матвеичев М.П. решил обойтись одним административным наказанием в виде штрафных санкций и возмещением причиненного ущерба государству.

После этого случая 9-го Мая мы снова выехали в рейды по борьбе с браконьерством, но на этот раз мы выехали каждый со своей группой: старший охотовед Гусев В.Г. в северную часть района к егерям госзаказника, а я в южную часть района на границу с Городецким районом с егерями Сокольского РООиР, а при возвращении в пос. Сокольское с моим шефом Гусевым В.Г. произошел несчастный случай. Но это отдельная тема. После этого нам было не до того, чтобы интересоваться, какие меры были приняты к костромским рыбакам.