На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Алексей Качалов " Роковая встреча"-рассказ -(кейс-технология)

« кейс катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта». Эндрю Тоул

 
 
 



Скачать 1.44 Mb.
Название « кейс катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта». Эндрю Тоул
страница 8/13
Дата конвертации 04.12.2012
Размер 1.44 Mb.
Тип Документы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Ход урока


I. Организационный момент

П. Мотивирование


III. Актуализация знаний

1. Знакомство с заданием части С (по демоверсии, распе­чатка у каждого учащегося)

Слайд 1

Напишите сочинение по прочитанному тексту Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


2. Самостоятельная работа с предложенным исходным текстом

(1) Многие считают понятие чести устарелым, несовремен­ным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2) Для одних это связано с такими действиями, как дуэль, мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3) Другие счи­тают- честь сегодня заменена более высоким понятием — прин­ципиальность. (4) Вместо человека чести — человек принципов...

(5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6) Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Че­хова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9) В знак протеста Ко­роленко и Чехов отказались от звания академиков. (10) Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12) А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13) «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14) А ведь так сложились обстоятельства, вроде неза­висимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15) Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16) Но есть та­кое более простое, конкретное понятие, как слово, данное челове­ком. (17) Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18) Просто слово. (19) Допустим, делового человека, который обе­щал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20) Да мало ли ещё что. (21) Ну, эка беда, не принял, не сделал, привёз. (22) Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23) Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исклю­чить одно обстоятельство — слово, дано было слово. (По Д. Гранину)


IV. Анализ написанных сочинений-рассуждений. Само­проверка и взаимопроверка по критериям ЕГЭ


Слайд 2. Критерии оценки


Сочинение 1

В тексте талантливого русского писателя и общественного деятеля Даниила Гранина говорится о чести.

Он спрашивает себя и нас, читателей, что означает слово «честь» для современного человека. А устарело ли это понятие?

Да, над этой нравственной, общественно-значимой проблемой размышляют не только писатели-классики, но и современные пуб­лицисты. А её актуальность позволила автору данного текста с со­жалением и грустью осознать возможность потери понятия «честь» для современного человека.

Вот почему он считает, что чувство чести - это чувство собст­венного достоинства, оно не может устареть, это нравственный стержень человека. Честь, по мнению автора, «дается человеку од­нажды, вместе с именем», её «нельзя ни возместить, ни испра­вить», её «можно только беречь».

Я полностью согласна с Д. Граниным, потому что не раз сама убеждалась в правильности подобных суждений. Особенно это все­гда ярко проявляется в ходе каких-либо военных действий, когда можно спрятаться за спины товарищей, скрыться, убежать, предать. Но имена великих героев войны - Зои Космодемьянской, Алексея Маресьева, героя чеченского конфликта Виктора Пономарева (нашего земляка) - говорят о том, что они сохранили человеческое достоинство в невероятно сложных условиях и были верны прин­ципу- «Лучше на щите, чем со щитом».

Ярко, красочно, правдиво раскрывается это понятие и в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», где честь своей жены, семьи, детей своих защищает в поединке на глазах все­го честного народа Степан Парамонович, живущий по «закону Гос­поднему». Нет, не может устареть чувство чести, чувство собствен­ного достоинства ни в реальной нашей современной жизни, ни в правдивых примерах художественной литературы.

Честь, достоинство, принципиальность. Это звенья одной цепи. Это те качества человеческой сущности, которые заставляют задуматься: «Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать. .».


Сочинение 2

Во все времена нравственные добродетели высоко ценились в обществе. Одной из них была и честь. Однако, в наше время многие люди считают это понятие устаревшим.

Вот и Д. Гранин поднимает в своем тексте проблему чести. Что же значит это слово? И может ли оно устареть?

Я считаю, что эта важная нравственная проблема актуальна всегда. О ней писали многие писатели, критики, к ней очень часто обращаются и сейчас. А я, прочитав текст Гранина, печально заду­малась вместе с ним.

Автор на примере А.П. Чехова показывает, что человек всегда должен оставаться человеком. Антон Павлович мог бы найти себе оправдание в тех сложившихся обстоятельствах с М. Горьким, од­нако, для писателя «это был акт не только общественный, но и лич­ный» по-другому поступить ему не позволила совесть и честь.

Я полностью согласна с Д. Граниным. Чувство собственного достоинства никогда не может устареть. Честь нужно беречь всю свою жизнь и защищать, когда это требуется.

Одним из примеров нашего времени является роль России в грузино-осетинском конфликте, который произошел два года назад. Для нашей страны было делом чести защитить жизнь и свободу на­рода Южной Осетии, а также российских миротворческих сил.

Проблема чести поднимается и во многих литературных про­изведениях. Наиболее ярким примером, как мне кажется, является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в эпиграфе которой раскрывается гениальная мысль, затронутая писателем: «Береги честь смолоду». Я думаю, это высказывание должно стать девизом в жизни каждого из нас.

Хочется верить, что в наше время количество людей с чистой совестью будет только увеличиваться, на них будут равняться дру­гие. Ведь обычному человеку в обыденной жизни важно и нужно жить по законам чести - это самый достойный жизненный путь.


VИтог урока. Домашнее задание (на выбор)


1 Подобрать текст для сочинения-рассуждения из художест­венного или публицистического произведения.

2. Написать сочинение-рассуждение по приведенному ниже тексту


(1) Отоваривали быстро, и очередь стремительно продвига­лась, но вдруг произошла заминка. (2) Следователь отвлекся от сво­их размышлений и теперь наблюдал следующую картину

(3) Причиной заминки являлся старичок, довольно помятый, но явно не бомж, а просто пенсионер, ветеран - на груди приколото несколько планок. (4) Его внимание привлек очень аппетитного ви­да кусок вакуумно упакованной ветчины на витрине. (5) На куске был ценник - шестьдесят семь рублей.

- (6) Взвесьте мне, пожалуйста, ветчины грамм триста, - про­изнес пенсионер, прикинув в голове сумму, которую может себе позволить.

(7) Кусок продается целиком, - отрезала продавщица.

  • (8) Мне не надо весь, - не понял пенсионер, - мне грамм триста, чтобы рублей на двадцать вышло...

  • (9)Мужчина! - раздраженно заорала продавщица. - Во всем куске триста пятьдесят грамм, и стоит он шестьдесят семь рублей!

(10) В очереди начался возмущенный ропот- все торопятся, всем некогда.

-(11) Мне целый килограмм не надо, - вновь не понял пен­сионер. - Мне рублей на двадцать, только вкус вспомнить...

  • (12) Не буду я резать на двадцать рублей! Кусок в упаковке и продается целиком! - голосила продавщица. - А килограмм стоит сто восемьдесят.

(13) Затем она добавила в сторону, явно на публику- «Чтоб ты
сдох, старый пень!»

(14) Возмущение в очереди росло, пенсионер это чувствовал.

- (15) Тогда... тогда, - робко сказал он, - дайте мне буханку хлеба и килограмм лапши...

(16) И как-то сразу ропот в очереди стих. (17) В наступившей тишине пенсионер взял свою лапшу с хлебом и вышел из магазина. (Алексей Качалов «Роковая встреча»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Кейс - это не просто правдивое описание, а единый информа­ционный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, то есть она предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Прак­тически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные фор­мы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессио­нально. Практика применения этой формы обучения дает возмож­ность сделать выводы:

  • учащиеся работают более активно, целеустремленно;

  • повышается стимул к получению прогнозируемого результата;

  • отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

  • создаются равные условия для работы;

  • выпускники адаптируются в новых социальных условиях.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения но­вых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавате­ля в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традици­онных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».

ПРИЛОЖЕНИЯ


Кейс 1

Памятка выпускнику


Что такое проблема?


Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения - фор­мулировка одной из проблем, поставленных автором текста (жела­тельно, самой главной).

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особен­ности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государ­ственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие челове­ка и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренни­ми духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего чело­вечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассмат­риваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сде­лать». Её можно обозначить следующим образом:

1)с помощью речевых клише: «Автор NN коснулся такой-то проблемы», «уделил внимание какой-либо проблеме»;

2)можно над какой-либо проблемой думать, работать, (какая-либо проблема) возникает, встает, представляет интерес, заслужи­вает внимания, ждет решения; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить (какую-либо проблему);

3)очень выигрышно проблему обозначить с помощью рито­рического вопроса, например: «Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размыш­ляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т.п.)» или «Честь. Челове­ческое достоинство. Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких лю­дей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ...»;

4)тебе поможет начать сочинение и такая фраза. «Проблема, обозначенная автором, заключается в следующем: (можно ука­зать номер предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдви­нутая автором; прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, по­литическая, нравственная и т.д.)».

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содер­жание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий алгоритм:

1) сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения;

2) подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение;

3) запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание исто­рии помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: «Что дает человеку знание истории?» Или: «Почему человеку необходимо знать историю?»

Что значит «прокомментировать» проблему?


Попробуй ответить на вопросы: Насколько актуально то, о чём пишет автор? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с по­добной проблемой?

По возможности коснись истории вопроса. Постарайся передать содержание текста, но помни, что пи­шешь не изложение, а сочинение, поэтому старайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возмож­ны как минимум два способа изложения материала.

Первый способ: от частных фактов к формулировке проблемы.

Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с по­добным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваря­ет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать. «И это случалось»; «И это видели, а это, простите, и сами по глупости де­лали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творит­ся, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого, что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то ста­рался, вкладывал силы, душу А В. Даль как раз советует" «Всякую пакость к себе примени...»

Второй способ: от формулировки проблемы к комментарию.

Например: «Уважение к минувшему — вот черта, отличаю­щая образованность от дикости». Так сказал однажды великий рус­ский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно зна­чимой, вечной, важной, общечеловеческой) проблемой автор обра­щается (к фактам из своей жизни, рассказывает историю NN, ис­пользует примеры из классической литературы, приводит высказы­вания такого-то и пр.)».

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помо­щью следующих вопросов:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • На чем заостряет внимание? Почему?

  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

  • Какие средства выразительности помогают выявить автор­ское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии, в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:

  • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, фи­лософская, экологическая, нравственная и т.п.)

  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после форму­лировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать ло­гический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что...»

Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание на разграничение поня­тий «автор» и «рассказчик». Автор может сделать рассказчиком ко­го угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не отожде­ствляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.

Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий переска­зом или сплошным цитированием нельзя.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

 
Разместите кнопку на своём сайте:
Рефераты


База данных защищена авторским правом ©referat.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Школьные рефераты

Картина дня

наверх