На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Свои размышления, статьи, домыслы...

 

О ЧЕМ ПИСАЛИ ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ

      ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ НАЗЫВАЛСЯ «Вестник Европы». Выходил он в 1802-1803 годах. Издавал его Н. Карамзин. Он же был и редактором, и основным автором, и переводчиком журнала. Сотрудничали в «Вестнике Европы» также весьма именитые литераторы: Державин, В. Л. Пушкин, Жуковский.

      О чем же писал этот журнал? Главным образом, конечно, о серьезном. Не хватало места и для веселого, так сказать, познавательно-развлекательного.

      Например, о париках:

      «Не далее как за десять лет   перед сим,- писал журнал, - говорили мы с отвращением о той женщине, которая носила парик. Старуха, самая набожная, по неволе только прибегала к чужим волосам; но всячески старалась прибирать их под цвет своих, чтобы обмануть глаза, и закраснелась бы как пятнадцатилетняя невинность, есть ли бы какой-нибудь неучтивец сказал ей: ах! На вас парик!

       Какая же быстрая перемена в идеях произошла с того времени! Лучшее украшение женскому полу, которым пленялись все народы и все веки, впало в совершенное презрение. Прелестные дамы и девицы обрили себе головы! Волосы, данные им Природою по цвету их лица, променяли оне на парики, которых цвет иногда в самой натуре не существует!»

        О любви:

       «За пятьдесят лет перед сим вышла на Английском языке книга о любви. Сочинения Медиком и давно уже забытая. Поэты славят любовь. А Моралисты бранят ее; одни душат нас стихами, а другие проповедуют без успеха. Британский доктор идет новым путем и считает любовь болезнию».

        О глупости:

       «Блажен – не тот, кто всех умнее;

         Ах нет! Он часто всех грустнее-

         Но тот, кто, будучи глупцом,

         Себя считает мудрецом!..»

         Это начало довольно длинной поэмы под названием «Гимн глупцам».

         Писал журнал и «О легкой одежде модных красавец девятого – на-десять века»:

         «Везде и всегда первым женским достоинством была скромность. Теперь в публичном собрании смотрю на молодых красавиц девятого – на-десять века и думаю: где я? в Мильтоновом ли раю (в котором милая натура обнажалась перед взором блаженного Адама), или в кабинете живописца Апелла, где красота являлась служить моделью для Венерина портрета во весь рост?.. Я уверен в невинности многих и, естьли угодно, всех наших красавиц; но что подумают об них – на пример, какой-нибудь добродушный, но грубый Сибиряк, приехавший в столицу и в многочисленном собрании видящий сию прелестную откровенность женских сердец? Уверим ли его, что наши молодые супруги, в полурайской зефирной одежде, не имеют никаких намерений, оскорбительных для святости супружества? Он верно засмеется и скажет с Гиперборейскою грубостию: «Отправьте же их скорее домой; оне без сомнения лунатики, сонныя вышли из спальни и сонныя сюда приехали!»

       Ну кто прочитав все это, сможет сказать, что история не повторяется?

        А вот материал уже совсем другого характера – страничка из  истории воздухоплавания:

        «Недавно видела Москва Гарнереня на воздухе.и народ удивился чуду; но  о таких чудесах давно уже имели в России понятие: в доказательство чего выписываем следующее известие из Дневных записок Желабужского: «1695 года, Апреля 30 дня, закричал мужик караул, и сказал за собою Государево слово, и приведен в Стрелецкий  Приказ, и разпрашиван, а в разпросе сказал, что сделав крылья станет летать как журавль, и по указу великих Государей сделал себе крылья слюдвенныя, а стали те крылья в 18 рублей из Государевой казны. И Боярин Князь Иван Борисович Троекуров с товарищами и с иными прочими вышел, стал смотреть; и тот мужик те крылья устроя, по своей обвкновенности прекрестился и стал мехи надымать, и хотел летать, да не поднялся, и сказал, что он те крылья сделал тяжелы; и Боярин  на него кручинился; и тот мужик бил челом, чтоб  ему сделать другие крылья иршеныя (коженыя); и на тех не полетел; а другая крылья стали в пять рублей. И за то ему учинено наказанье: бить батоги и те деньги велено доправить на нем, и продать животы его и статки».

        Журнал Карамзина «Вестник Европы » имел невиданный для того времени успех: он сразу приобрел более 1200 подписчиков, а его первая книжка была отпечатана на вторым изданием.

Никешина О.

Картина дня

наверх