На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Выпускникам 1959 г. школы № 2 посвящается

 2001 – 2002 год. Мы, одноклассники, выпуска 1959 года, справили свои немаловажные круглые даты и решили летом 2002 года отметить как-то это событие: повспоминать, пошутить (уже «шестидесятники!»), рассказать о своей жизни, вспомнить добрым словом учителей, невозвратную юность золотую, светлое далекое время…Не получилось. Вот я и решила несостоявшуюся встречу заменить рассказами о тех далеких прекрасных днях.

 Как это было

Летом 1956 года мы закончили 7 классов, сдали экзамены и все лето ходили помогать достраивать новую школу, школу № 2, в которой мы должны были учиться. (Теперь бы это назвали «практика»). А мы работали с таким энтузиазмом, хотелось, чтоб школа была готова к 1 сентября.

1 сентября сбор учащихся был организован во дворе школы. Все было ново, интересно, ведь классы формировались заново, (кто-то уехал учиться, кто-то пошел работать, а кто-то пришел вновь). И классный руководитель должен был быть другой. Нас выпустила А.П. Грачева. А кто же будет в 8 классе? Я помню, что очень волновалась, наверное, не только я: новые ученики – одноклассники, новые учителя. И вот вышли учителя со списками в руках. Наш 8 «б» приняла Надежда Ивановна Маркова и довела нас до выпуска. Преподавала математику. Вот учитель – так учитель! Не помню, чтоб голос повысила на кого-то, даже если явно надо было некоторых отчитать как следует. А ей как бы самой было стыдно и неловко, что приходится делать замечания. Всегда добивалась, чтоб ученик понял на уроке материал, видела по нашим глазам, кому что-то непонятно. И во всех наших делах классных была с нами, подсказывала, поддерживала наши идеи, направляла незаметно для нас.

Класс ей достался непростой: девочки – каждая личность и 6 мальчиков-юношей. На «руководящих постах» - девочки. Деловые, учились старательно. Класс как-то сразу стал дружным, активным, если в хор – то все, если золу для колхоза собирать – всем классом, в колхозе работать так, чтоб не позориться, в лес на лыжах – опять всем вместе.

Однажды

Учились уже в 10 классе. Приближался Новый год, 1959. Хотелось как-то необычно встретить его, чтоб запомнился: ведь учились последний год. У кого родилась эта идея? Никто сейчас и не помнит. Решили: все девочки будут в одинаковых нарядах-костюмах. Время было не то, что сейчас: ни материала, ни средств. Остановились на самом простом и дешевом. Все сшили сарафаны – солнышко из ситца яркого (какой был в магазине) и белые блузочки с коротким рукавом и маска. Вот удивили всех и отличились от других классов. Потом долго сарафаны напоминали об этом новогоднем последнем школьном празднике. Старые фотографии нет-нет да и сейчас напомнят  нам об этом.

Работай, учись и живи…

Работали мы много. И в воскресенья, и в каникулы, и на уроках.  Во-первых, каждый год, начиная с 7 класса, ездили в колхоз на месяц. Сейчас тоже ездят, но только до обеда. А мы уезжали на целый месяц, без выходных. В основном копали картошку, убирали лен. В газете «Знамя колхозника» (так она называлась в 1955 году) напечатана была благодарность от колхоза нам, девочкам 7 класса, отличившимся на уборке льна. Лен дергали без перчаток и рукавиц. Все мы городские, не знавшие сельского труда, но научились быстро, хоть было и непривычно. Заметку эту я хранила долго: В.Филичева, А. Кирикова, В.Травичева, Е. Хромова, Г. Соколова, Е. Савватина, Г. Государникова, А. Гусева, Т. Кокурина, Г. Фалина и другие. К сожалению, она не сохранилась. А в архиве города газеты за 1955 год нет.

Школа давала нам с собой мячи, проигрыватель, различные игры, а в 10 классе доверили усилитель с громкоговорителем. За все это отвечал ученик 10 «в» класса Александр Тихонов. Он играючи управлялся с этими установками. И никогда ничего не ломалось, каждый вечер у нас были танцы, даже зав. клубом жаловался, что сельские ребята уходили «на нашу музыку».

Конечно, с нами всегда были наши учителя А.П. Грачева, Н.И. Маркова, Н.Е. Таламанова (в разное время), но особенно запомнился В.С. Большаков. По вечерам, когда мы заводили пластинку «Песня старого извозчика», в конце там слова: «ну упала, милая», Валентин Степанович так заразительно смеялся, что и мы не выдерживали и хохотали до слез, а где смех, там и отдых.

Ну и, конечно, много делали по благоустройству школы, а уж сколько деревьев посадили! Сажали в основном тополя: они здорово приживались. Теперь их много спилили. Слишком большие выросли, стали опасны. А тогда радостно было смотреть, как появляются первые листочки, и каждый знал свое дерево, да не одно, ухаживал за ним. Ни у кого и мысли не было, чтоб веточку сломать.

Верность

Так уж получилось, что с Катей Хромовой мы начинали учиться и сидели за одной партой. Не сказать, чтоб мы были подругами, естественно и не ссорились никогда. И похожи мы не были. А вот, поди ж ты, каждый сентябрь садились вместе. И только в 6 классе я ушла от нее на последнюю парту: задразнили меня все (мы с Катей были скромные, не лезли вперед, позади не были, жили незаметно, а учились хорошо). Вот я и решила доказать, что и я такая,  как все: могу болтать на уроках, не слушать учителя, даже не отвечать, хотя материал знала. Конечно, успеваемость упала, от меня все отстали, и в 7 классе мы с Катей снова были вместе. И так до выпуска. На встречах часто нас спрашивали: как это вы могли так долго сидеть за одной партой и не ссориться. А мы только загадочно улыбались.

ЧП на уроке

В десятом химию у нас  преподавала молодая учительница. Не получалось у нее ничего. Кто хотел получить оценку на ее урок садился на первую парту, получал билетик с вопросами и писал ответы, пользуясь учебником. Ей в это время было не до нас: мы писали, были заняты, а вот класс «стоял на голове». Ведь уже взрослые были. И В.М. Торнова нас стыдила, и классный руководитель – ничего не помогала. Учительница ушла из школы. А мы и сами понимали, что не дело делаем, ведь класс выпускной и хором просили, чтоб взяла нас М.Е. Коблякова. А она была классной в 10 «а», и уроков у нее без нас хватало. Но преподавать было некому, и стала учить нас Мария Елисеевна.

Шел обычный урок. Отвечала Г. Соколова. Ответ надо было подтвердить опытом, она рассказала правила безопасности работы с соляной кислотой и стала проводить опыт. Над спиртовкой нагревала пробирку с химическими элементами, где была и соляная кислота. Отверстие пробирки, видимо, направила на себя, и все из пробирки выплеснулось ей в лицо.

У ученицы, когда она вернулась из больницы, на лице остались еле  заметные оспинки-шрамики. А вот какой шрам остался на сердце учителя, мы никогда не узнаем.

Наши рыцари  

Их было всего 6.   Трое с нами были неотлучно. Фотографировали. Везде. Даже умудрялись  на  уроках, когда  девчонки отвечали с  места или у доски. И в колхозе, и  на субботниках, и в праздники. и в выходные, когда просто гуляли.

А гуляли мы по дороге. Ее уже вымостили булыжником, весной и осенью дорога подмерзала, и ходили по ней на всю ширину и пели песни. Особенно распевали «Когда мы были молоды, бродили мы по городу». Популярная песня Л. Утесова.

А у нас даже намечались влюбленные парочки, и мы эту песню перепевали по-своему, имена пели своих подруг и мальчишек. Кто-то сердился, но хохотали все.

Наша троица всегда сопровождала нас на танцы, провожала всех по очереди, носили портфели из школы, на вечерах не подпускали мальчишек из других классов, но это им редко удавалось: всего трое. Но никогда не обидели ни одну из нас, не оскорбили, не надсмехались, не грубили, а уж мата мы от них вообще никогда не слышали. Ну а мы к ним относились по-доброму. Не задирали нос, не убегали, дорожили тем, что они с нами. Один с нами до сих пор и все такой же рыцарь без страха и упрека.

Таланты

Класс был активный, участвовал во всех школьных делах. Каждый что-то умел, делал лучше других. Все это использовала Надежда Ивановна, и как бы само собой получалось интересно и ново. К Новому году надо было выпустить газету с поздравлениями, с пожеланиями. Классная поручила это Т. Кокуриной. В срок газета была готова. И что бы вы думали? Каждому ученику класса было написано поздравление или пожелание…в стихах. Такого таланта за ней никто не замечал. Вот все удивлялись да ахали. Как сейчас помню четверостишия, написанные ее круглым почерком. А вот содержание не зацепилось в памяти. Больше такого никому не удавалось. А Тамара долго ходила у нас в «поэтах».

Не до стихов

Но все же, все же…

Что может быть еще дороже?

Союз наш школьный снова вместе

мы вспоминаем наши песни,

проделки, первую любовь,

приподнятую в удивленьи бровь

девчонки впереди сидящей,

ее спины изгиб изящный, смущенное пожатье плеч,

и чуть насмешливую речь.

Хоть ей теперь за пятьдесят,

И серебро на волосах

Но та приподнятая бровь,

И та ж в душе твоей любовь.

…Лет спустя

Смотрю на фотографию 1979 года. Инициативная группа поработала на совесть, и на фото у школы выпускники 1959 года из трех десятых классов. Учителя: Надежда Ивановна, Нина Александровна Маркичева, Нина Евлапиевна Таламанова, Юлия Александровна Рябинина, Мария Елисеевна Коблякова и все мы такие молодые, красивые, полные сил и юношеского задора, желания быть всегда вместе, чаще встречаться. Эта встреча запомнилась на всю жизнь. Были и другие, но не то…

А помнишь? А помнишь? А помнишь?

Здесь можно услышать вокруг…

А годы ушли, не догонишь.

Все уже наш тесный круг.

А встречи такие не часты,

Но как они радуют всех!

Здесь с юностью встретилось счастье,

улыбки, шутки и смех.

Как будто опять нам семнадцать

И не было прожитых лет.

Да здравствует школьное братство –

Бесценное наше богатство –

Немеркнущей юности свет!

1999 год. Уже 40 лет! А мы в душе все молодые, не сдаемся. Девчонки, мальчишки. А посмотришь повнимательней, да со стороны, и на сердце так заноет. Идет время, не щадит никого.

Какая горькая пора

Вдруг наступила.

Лишь два потрепанных крыла

Вся наша сила.

Во всю стараемся махать,

Чтоб в высь подняться,

Но видно больше не летать –

Пора признаться.

А сердце рвется все туда,

Туда, где вешняя вода.

Туда, где юные рассветы.

И, кажется, еще не спеты

Последней песенки куплеты.

А время вспять не повернешь

Да и не надо.

Воспоминанием живешь

Какая радость!

И хоть потрепано крыло,

Но крепки руки.

А рядом звонко и светло

Смеются внуки.

А сердце рвется все туда,

Туда, где вешняя вода,

Туда, где юные рассветы.

А знаешь, ведь еще не спеты

Последней песенки куплеты.

И все таки не стоит унывать, что годы птицей пролетели, постарели, поседели бывшие одноклассники, а как встретятся, вновь как будто крылья вырастают, что мы все такие же девчонки и мальчишки, только умудренные жизненным опытом, а иногда и потрепанные жизнью.

Много песен и стихов сложено о школе.

Но дороже всяких слов

Этот смех веселый.

Одноклассниц и ребят –

Их глаза лучатся.

И хоть нам под 60 –

Не распалось братство.

Не исчезнет никогда

Добрых чувств волненье.

И да здравствует всегда

Наше единенье!!!

Единение учителей и учеников, единение их душ, их сердец. Вам, нашим учителям посвящается:

Вы в нашей юности

Остались навсегда.

Мы помним вас

Заботливых и строгих.

Как помним мы друзей

Своих немногих,

Так вот и школу помним мы всегда.

Мы там впервые встретились с мечтой.

Вы дверь открыли в мир труда и знаний.

А сколько приложили  вы стараний,

чтоб мы любили школу   всей душой.

Промчалось время,  эти годы не вернуть.

У каждого своя судьба-дорога.

Мы в жизнь ушли со школьного порога,

И вы нам указали путь.

На свете много добрых благодарных слов,

Но мы одно сквозь жизнь в душе проносим:

«Спасибо Вам!» -  при встречах произносим.

Примите от души букет цветов.                                  

Картина дня

наверх