Сергей Гладков предлагает Вам запомнить сайт «Пучеж и его жители»
Вы хотите запомнить сайт «Пучеж и его жители»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

* * Пучежане всех стран, объединяйтесь! * *

Чураков Сергей Сергеевич.

развернуть

Чураков Сергей Сергеевич. 

К стопятилетию со дня рождения.

Сергей Сергеевич Чураков(1908–1964)— художник-реставратор, страстный пропагандист и исследователь древнерусского искусства.

 Спасение и реставрация настенных росписей XVIII века церкви Воскресения г. Пучеж.

 В 1954 году началось строительство горьковского водохранилища. Ряд архитектурных памятников нашего прошлого в городах Юрьевце и Пучеже оказались в зоне затопления. Известный реставратор Сергей Сергеевич Чураков приступает к спасению фресковой живописи XVIII века. Им впервые в нашей стране был разработан метод экстренного снятия настенной живописи.

      

 

...Под затопление попадал и волжский городок - Пучеж, где также обнаружились высокохудожественные фрески. Из настенной летописи пучежской Воскресенской церкви известно, что строилась она в 1717 году «тчанием Иова Митрополита Новгородского при императрице Екатерине Алексеевне», а «подписали сей храм посадские люди. Подрядчики: Дмитрий Иконников с братом Петром Иконниковым. Мастера: Стефан Завязошников, Андрей Иконников, Семен Завескин, Василий Сарафанников, Алексей Женихов, Платон Иконников». Храм был расписан в традиционной манере ярославской и костромской школ известными мастерами, среди которых, конечно, особенно выделялся подрядчик Дмитрий Иконников. Чураков прекрасно знал работы ярославцев и бросить эти фрески никак не мог. С.Чураков обращался в компетентные организации с просьбой отвести границу затопления от архитектурных памятников Юрьевца и Пучежа. Ведь с их затоплением в Юрьевце из тридцати - останется всего шесть,а в Пучеже - ни одного. Но в ответ на обращение Чуракова была лишь составлена финансовая смета на частичное снятие фрагментов живописи на сумму 153 тысячи 226 рублей в старом денежном исчислении.  

 ...Было принято решение о «разборке» церкви Воскресения города Пучежа, попадавшей в зону затопления. Центральным научно-реставрационным производственным мастерским было дано задание снять перед «разборкой» храма с его стен росписи конца XVIII века. Эту работу Сергей Сергеевич Чураков выполнил в июне-августе 1954 года с помощниками: Н.Г. Тилиным, И. Перевозчиковой и А. Вагиным. Столь малыми силами и средствами ему пришлось спасать столетние фрески. Удалось сохранить лишь сотую их часть.

 Методика работ по демонтажу живописи отрабатывалась и уточнялась С.С. Чураковым непосредственно на памятнике. Перед снятием фрагментов живописи со стены красочный слой укреплялся желтковой эмульсией. Затем поверхность живописи оклеивалась 1-2 слоями папиросной бумаги и 4-5 слоями марли на мучном клее. Снятие фрагментов проводилось с помощью различных инструментов: стамесок, столовых ножей с закругленными концами, «щучек» - длинных ножей, изготовленных из патефонной пружины, и более длинных, напоминающих по форме «большие широкие кинжалы». «Прежде, чем приступать к снятию со стены заклеенного и хорошо просушенного куска стенописи, - писал С.С.Чураков,- он предварительно простукивался деревянными молотками».

После снятия фрагментов на их тыльных сторонах проставлялись порядковые номера и названия композиций, частью которых они являлись. Затем они укладывались лицевой стороной вниз, по одному или два, на сбитые из досок щиты и помещались в деревянные ящики (по 3-4 щита в ящик). При упаковке фрагменты перекладывались стружками для амортизации возможных толчков при транспортировке.

 В результате этой работы было снято около 80 кв.м живописи.

 Перевезенные в Москву ящики с фрагментами стенописи Воскресенской церкви в течение многих лет стояли под открытым небом на территории Спасо-Андроньева монастыря, а затем были перенесены в подвал Михаилоархангельской церкви. В сыром климате подвала, благоприятствовавшем развитию микрофлоры, резко ускорился процесс биодеструкции как желтковой эмульсии, мучного клея и профилактических заклеек, так и деревянных щитов и ящиков.

 В 1972 году несколько ящиков с пучежскими фрагментами поступили в недавно образованный в ГосНИИР (в то время ВЦНИЛКР) Отдел монументальной живописи для проведения экспериментальных работ и отработки реставрационных технологий. В то время в Отделе проводились испытание и внедрение новых синтетических полимеров. Именно для этих работ и предполагалось использовать фрагменты. Однако, пучежским фрагментам не суждено было, превратиться в экспериментальный полигон: специалисты Отдела очень скоро разобрались, что под сгнившими профилактическими заклейками и толстым слоем плесневых грибов сохранились, по крайней мере, остатки живописи. В конце 1970-х – начале 1980-х были проведены технико-технологические и биологические исследования, разработана методика и начаты работы по реставрации фрагментов. В 1984 – 1992 годах пять выпусков студентов Реставрационного отделения МХУ памяти 1905 года провели реставрацию фрагментов росписей церкви Воскресения в качестве своей дипломной работы (под руководством бывшего сотрудника Отдела монументальной живописи Ю.М. Егорова и по методике, разработанной в Отделе).

   Спасо-Андроников монастырь, музей Рублёва   

 

 

 

Чураков Сергей Сергеевич.

Выставка в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева- «Утраченные росписи. Фрески церкви Воскресения Христова г. Пучежа 1789 г. в копиях С.С Чуракова, Н.Ф. Шаговой и И.Г. Сахаровой»

 Информацию о творческой биографии Сергея Сергеевича Чуракова можно прочитать в журналах "Московский журнал. История государства Российского" № 4 (208) АПРЕЛЬ 2008  http://www.mosjour.ru/index.php?id=76 и  "Советская археология", 1966, № 4 http://annales.info/sbo/person/churakov.htm.

 История реставрации фресок церкви Воскресения города Пучежа описана в журнале "Советский музей" 1988 Январь - февраль 1 (99) http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st023.shtml .



Ключевые слова: история, религия
Опубликовал Александр Смирнов , 19.10.2013 в 21:30

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Гладков
Сергей Гладков 20 октября 13, в 16:28 Превосходный материал! Спасибо. Я думаю, об этом даже в нашем музее не знают!!! Текст скрыт развернуть
2
Ольга СеноКошка Arachnus Киселева
Ольга СеноКошка Arachnus Киселева Сергей Гладков 26 октября 13, в 20:20 Уважаемый модератор. Вы совершенно не правы! Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гладков
Сергей Гладков Ольга СеноКошка Arachnus Киселева 27 октября 13, в 19:31 Мне нравится Ваше мнение! Есть надежда, что сотрудники музея расскажут что-нибудь интересное из истории Пучежа на страницах нашего сайта, а землячество будет только благодарно за предоставленные материалы. Текст скрыт развернуть
3
Александр Смирнов
Александр Смирнов 20 октября 13, в 18:13 Дополнение: в воде не тонут, в огне не горят -
15.07.2010
Фрагменты фресок Воскресенской церкви Пучежа возможно пострадали при пожаре в Центре им. Грабаря

На реставрации в Центре им. Грабаря, пострадавшем от сильного пожара, находились фрагменты фресок и резьбы из собрания Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, сообщили "Интерфаксу" в пятницу в администрации хранилища.
В частности, речь идет о фрагментах фресок Воскресенской церкви города Пучеж (Ивановская область), датированных 1789 годом, а также четыре фрагмента деревянной резьбы XVIII-XIX веков.
О судьбе экспонатов Музея им. Андрея Рублева пока доподлинно не известно. "Вместе с тем нам сообщили вчера, что наши экспонаты находились на втором этаже здания, который незначительно пострадал от огня, поэтому мы надеемся, что наши ценности сохранились", - сказали в музее.

http://www.religiopolis.org/news/745-o-posledstvijah-pozhara...
Текст скрыт развернуть
3
Александр Смирнов
Александр Смирнов 6 ноября 13, в 01:33 "...В церкови Рождества Богородицы любопытна стенопись, подновленная, въ прежнемъ однако виде, въ конце прошлаго века. Сколько мне ни случалось разсматривать по нашимъ стариннымъ церквамъ стенное письмо, никогда я не встречалъ такихъ оригинальныхъ, и по композиции, и по выполнению, рисунковъ. Вотъ, направо отъ входа, въ облакахъ стоить Иоаннъ Лественникъ; къ нему ведетъ длинная лестница, по которой ползутъ один за другимъ епископы, иноки, священники въ рясахъ, ризахъ, клобукахъ и камилавкахъ. Всходятъ они осторожно; и немудрено: подъ ними пылаетъ огнь ада кромешнаго; изъ него высунулся бесъ, далее другой, третий, еще и еще... Бесы вооружены крючьями: ими они силятся тащить грешниковъ, и это имъ удается. Вотъ одинъ apxiepeй пошатнулся; другой стремглавъ летитъ головой внизъ: бесы съ радостью принимаютъ его въ свои объятия... Вотъ библейския притчи въ лицахъ: блудный сынъ; вотъ разслабленный предъ Спасителемъ; далее - пиръ у богатаго: вотъ псы, лижущие гной на язвахъ Лазаря, блудница и проч. Въ амбразуре оконъ - лики святыхъ; изъ нихъ одинъ нагой, худой пустынникъ, прикрытый только бородой, а она вытянулась до пятъ: этотъ образъ встречается везде, где сохранилась стенопись. Вотъ, прямо предъ алтаремъ, вся стена занята размалевкой всехъ мукъ страшнаго суда: тутъ терзается клеветникъ, повиснувший на пригвожденномъ языке; блудодей, прикованный къ столбу: пламя обвиваетъ среднюю часть его телa; скупецъ, убийца и проч. и проч. Спору нетъ, что большая часть этихъ рисунковъ общи съ подобными же размалевками въ другихъ старинныхъ церквахъ; но изследователь народной старины всегда найдетъ въ уединенныхъ церквахъ, подобныхъ пушавинской, немало вариантовъ своеобразныхъ и характеристичныхъ. Вотъ почему нельзя не пожелать, чтобы туристы—а число ихъ множится—сохраняли бы эти остатки старины въ рисункахъ или фотографическихъ снимкахъ; это темъ более необходимо, что годъ-отъ-году подобныя стенописи, несмотря на замечательное достоинство старинныхъ красокъ, тускнеютъ, плесневеютъ отъ сырости, штукатурка трескается, осыпается, и при этомъ въ большей части церквей нетолько не подновляютъ рисунковъ, но вовсе закрашиваютъ, такъ-какъ стенопись не допускается ныне въ новостроенныхъ церквахъ.
По поводу последняго обстоятельства (такъ довелось мне слышать отъ некоторыхъ), нельзя сказать, чтобы старинная стенная иконопись изображеия библейскихъ притчъ въ лицахъ, либо страшнаго суда была бы неуместна; сколько я заметилъ, народъ съ большимъ любопытствомъ разсматриваетъ подобные рисунки, и они производятъ сильное впечатление на умы горожанъ и поселянъ; разумеется, впечатления эти самыя благотворныя для нравственности народа: яркия, грубоватыя и чудовищныя изображения грешниковъ въ аду, поверьте, несравненно сильнее действуютъ на воображение народа, нежели все отвлеченныя назидания и разглагольствования..."
(М.И. Семевский «От Твери до Астрахани», гл. V «Пучеж». Опубликовано в «Отечественных записках», СП б. 1862 г. т. CXLI, №3.)
Текст скрыт развернуть
3
Сергей Гладков
Сергей Гладков Александр Смирнов 6 ноября 13, в 10:02 Да! Моя прабабка Уткина Варвара всё это наверное видела (она 1861 года рождения) и на себе испытывала воспитательное действие этих фресок! А я в очередной раз получил представление о жизни своих предков. Спасибо за такие исторические документы. Текст скрыт развернуть
2
Александр Смирнов
Александр Смирнов Сергей Гладков 12 ноября 13, в 18:50 Наиболее яркий пример слишком уж сильного впечатления - это Катерина из "Грозы" Островского (упомянутой в соседнем блоге). Она явно посещала Пушавинскую церковь. Хотя это скорее всего вымышленный персонаж . По всем архивным данным того времени молодые барышни в Пучеже и других поволжских городах, по типу, больше походили на Варвару из той же "Грозы". Текст скрыт развернуть
1
Александр Смирнов
Александр Смирнов 29 ноября 16, в 15:40 Копия. Преображение. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 8