Популярные публикации

Последние комментарии

  • Любовь Баусова (Пухова)
    Давным-давно я уже не ученица, и не собираю новенькие тетради, учебники, свежими типографскими красками пахнущие, не ...Сегодня Первое
  • Сергей Гладков
    Наша первая учительница. 1963 г.Юбилярша встречала пирогами
  • Сергей Гладков
    Кстати, о западных либералах. Александр Алексеевич имел привычку во время уроков отлучаться минут на 10-15, давая нам...Ватники

Добрый дом

Моим сослуживцам с любовью и благодарной памятью.

Е. Рыжова,

заместитель директора

по воспитательной работе

школы-интернат

с 1975 по 1993 год

Приказ № 1 от 16 июля 1971 года:

«Во исполнение решения областного Совета депутатов трудящихся от 2 июля 1971 года № 400 «Об упорядочении сети школ-интернатов и специальных школ-интернатов на 1971-72 учебный год» Пучежская восьмилетняя школа-интернат с контингентом 270 человек с 15 июля 1971 года закрывается, на её базе создаётся Пучежская восьмилетняя специальная (вспомогательная) школа-интернат на 160 мест».

Все учителя, воспитатели и обслуживающий персонал, кто подал заявление, переводом назначался на ту же должность в новую школу. Педагогов во главе с директором А.П.Тихоновым было 32 человека, обслуживающего персонала 31человек.

В том далеком 1971 году мы были молоды, полны энергии, нерастраченных творческих и физических сил. Открывалась новая школа, специальная. Дело было новое, неизведанное, вопросов возникало много. Никто из нас не был дефектологом. Не было учебников, специальной, методической литературы, наглядных пособий. Но «с миру по нитке…» Приехали юрьевчане (у них такая школа уже работала), поделились опытом. Привезли учебники из Верхнего Ландеха, Иванова, Юрьевца. Появилась и специальная литература, которую мы не просто читали и конспектировали, но зачитывались, как художественной литературой: так всё было необычно и интересно. Хотелось поскорее встретиться с этими детьми, готовили классы, спальни.

В наследство нам осталась школа в центре города и приспособленное для жизни детей здание общежития. Да ёще ковровые дорожки, бархатные красные шторы, скатерти для торжественных собраний и красное знамя из плюша с гербом страны. Ну, естественно и другие материальные ценности: мебель десятилетней давности, белье, посуда и т.д.

Детей привозили со всей области в 1-8 классы. Понятно, что не самых здоровых, не только с нарушенной познавательной деятельностью, но и с тяжелыми нарушениями психики, с трагическими судьбами. Если среди мальчишек возникала драка, они пускали в ход пряжки солдатских ремней, табуретки летели в кого попало, выражений не выбирали. Как мы работали первый год, особенно первую четверть, вспомнить страшно.

Дети жили в спальнях по 20-25 человек: такие огромные были спальни. Представьте, 25 подростков из разных классов вместе. Это надо было видеть! Сейчас я с ужасом думаю о тех невероятных условиях, в которых приходилось жить детям и работать педагогам. Но работали. Ещё как! Наш вездесущий директор был полон идей, задумок, которые коллектив должен был осуществить. Анатолий Петрович всегда чувствовал ритм работы школы, и если это ритм где-то ослабевал, это не могла пройти мимо него. Он с утра до вечера был в школе, ставил задачи и требовал максимальной отдачи от всех работников. После уроков учителя не уходили домой из школы, а готовили наглядные пособия, оформляли классы и коридоры школы, воспитатели старались улучшить быт своих воспитанников, на кухне повара готовили вкусные обеды, уборщицы чистили, мыли стены, полы, ухаживали за цветами, которых в школе было очень много. В эту работу включались и воспитанники. Каждый день был чётко расписан: когда, где и кто выполняет ту или иную работу.

Директор не терпел однообразия в жизни детского коллектива, не признавал учителей-урокодателей. И педагоги находили новые формы работы с детьми, чтобы тем было интересно и весело жить и познавать, готовиться к самостоятельной жизни.

Мы много ездили за опытом к соседям. Были в Чкаловске, Юрьевце, Кинешме, Шуе. Принимали гостей у себя, давали открытые уроки, «хвастались» новинками, открытиями. Учились на курсах, семинарах, друг у друга. Дефектолог В.А. Могутова (а позднее Е.И. Герасимова) помогала словом и делом, учила разрешать конфликты с детьми и родителями, быть терпеливыми, но настойчивыми в достижении целей воспитания и обучения.

Нелёгкий труд дал результаты. Школа стала одной из лучших специальных школ области. Возглавляла тогда коллектив учителей завуч школы П.Г. Гришина. Всегда выдержанная, аккуратная, она умела слушать учителя, дать совет, тактично указать на ошибки. Учила нас работать с детьми и училась сама. Я с благодарностью вспоминаю её «уроки», она щедро делилась со мной опытом административной работы.

Каждый педагог был яркой одарённой личностью, свой талант нёс детям, работал с полной отдачей, не считаясь со временем, с личными проблемами. Школа была для некоторых ребят … нет, не вторым домом, а первым. Отдавали свое сердечное тепло своим воспитанникам М.Н. Лебедева, О.П. Шишлова, Е.А. Логинова, Н.А. Одинцова, Г.А. Малкова, Л.К. Навозова, В.Ф. Палинина, Л.Н. Новожилова, Р.В. Торохова, Е.А. Макарова, В.П. Харичева (непревзойдённый мастер по душеспасительным беседам с детьми), М.Л. Винокурова завораживала учеников рассказами о войне, историями из фронтовой молодости.

Прочные знания давала детям А.Н. Палинина, М.И. Слизкова, Ф.Д. Карпова, которая перед уходом на пенсию в кабинете русского языка обновила (красочно перепечатала) все таблицы. Чему только не научила девочек А.К. Улитина, Л.А. Тихонова – опытные педагоги и мастера швейного дела. А сколько мальчишек получили про-фессию в обувной мастер-ской у В.Н. Полинова. С благодарностью вспоминают ребята и уроки в столярной мастерской учителей Ю.П. Фокина, А.С. Зеленовского, Л.Ф. Муратова. Золотые ру-ки этих учителей преобра-зили и мастерские и школу.

С 1971 года работает отличник образования, бессменный руководитель хорового и танцевального кружка Г.А. Шестакова. Добрые, заботливые, любящие свою работу – воспитатели Б.Н. Доягина, З.И. Климина, Ф.В. Киселёва, Ю.С. Комичев.

Длительное время лечила детей, да и нас, медсестра Н.М. Отмахова, выполняя обязанности и медсестры, и врача, никогда не отказывая в помощи или совете.

А как забыть интернатские пироги и пышки наших поваров А.П. Важновой, Т.А. Анисимовой, В.И. Синицыной!

Школа всегда отличалась блистательной чистотой, ухоженными цветами. Наши трудолюбивые уборщицы Е.Д. Ваганова, Л.Д. Маркова, Е.Ф. Пантелеева добросовестно выполняли свою работу.

А как не вспомнить нашу добрую «заботницу» - «бабу Соню» - С.И. Кирикову, незаменимую работницу кухни Е.Н. Варюхову, А.Н. Ромашову, которая всех детей знала по именам, жалела их, ухаживала за больными детьми в медицинском изоляторе; С.А. Макарову- первую помощницу воспитателей 1, 2 классов.

На ночь все заботы о детях перекладывались на ночных нянь – С.С. Манакину, М.И. Пыжову, Л.И. Каленюк.

Умели не только работать, но и отдыхать. Н.П. Кузнецова в компании со своими молодыми помощниками, старшими пионерскими вожатыми организовывали вечера отдыха, весёлые КВНы, тёплые встречи «От всей души». А вожатые в школе были заводилами в самых интересных делах. Особенно запомнилась Т.В. Дружинина (Андреева) – сейчас завуч в Юрьевецкой вспомогательной школе. Сколько грамот получил коллектив за художественную самодеятельность, за тимуровскую работу, за трудовые дела! Разве можно забыть репетиции и выступления хора педагогов!

Первые шаги хор сделал под руководством А.Н. Солдатова, учителя трудового обучения. Сколько раз ездили в Иваново на смотры, где всегда были в числе первых. Сохранились магнитофонные записи репетиций хора. какой заряд бодрости, оптимизма получал каждый! Непременные выходы с концертами детского и взрослого хоровых коллективов трудно представить без В.И. Красильникова. Был у нас и единственный в городе хор мальчиков, который создал Б.Д. Соколов.

А наши ежегодные неизменные «капустники» - заготовка капусты на зиму. Шутки, смех, песни и перестук острых лопат, свежий запах хрустящей, ядрёной капусты…

25 мая начиналась практика для учащихся, а педагоги превращались в штукатуров, маляров, плотников. Учились делать всё и умели. Дети и взрослые работали вместе.

В награду за труд – коллективный выезд на катере за Волгу или на Ячменку, экскурсия в Суздаль, поездки в цирк. На лето дети отправлялись на дачу в Стоюнино, а позднее на свою «фазенду», где на одном гектаре земли за короткий срок наша «семья» во главе с опытным агрономом и садоводом Б.А. Мазуриным вырастили великолепный сад.

В 1978 году был снят фильм о школе (режиссер А.Е. Лебедев). В кадрах можно увидеть всех, кто работал в то время. Приходите, посмотрите, вспомните неповторимые замечательные годы!

Невозможно рассказать обо всём, что было за 25 лет работы школы, вспомнить всех работников. Но все мы знаем, что ничей труд не пропал даром, каждый внёс свой вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Честь и слава вам, дорогие мои сослуживцы! Сегодня молодые, сильные подхватили традиции школы и понесли их дальше, совершенствуя и приумножая. Пожелаем же им удачи!

Популярное в

))}
Loading...
наверх