На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Лебедев Александр Ефимович - режиссёр, журналист, фото и кинодокументалист

Лебедев Александр Ефимович ( 1905 г. - 1982 г.)

   Он не был тщеславным человеком, не любил, когда в дело и без дела превозносили его заслуги. Но, как и все смертные, ему хотелось, чтобы люди в повседневной жизни, заполненной до отказа большими и малыми заботами, память о нём сохранили подольше. Может быть, эта мысль и послужила основанием его просьбы – не устраивать пышные поминки, а поставить хороший памятник.

   И это желание Александра Ефимовича Лебедева, закончившего свой жизненный путь два с половиной года назад, было исполнено. Однако ещё лучший, более значительный, нерукотворный памятник он создал себе сам, создав своей бескорыстной любовью к искусству, которому он отдал свою жизнь. В театральной самодеятельности Александр Ефимович начал участвовать в 1920 году пятнадцатилетним пареньком. Время было трудное. Страна переживала гражданскую войну, потом боролась с последствиями разрухи, вставала на ноги тяжело с большими усилиями. Пришлось Саше Лебедеву быть учеником слесаря и столяра, разнорабочим, продавцом, безработным, секретарём пожарного общества, библиотекарем, счетоводом, учётчиком. Но, несмотря на трудности, он – постоянно участник художественной самодеятельности. Накопив некоторый опыт, с 1930 года пробует свои силы в качестве руководителя драматического коллектива на общественных началах при клубе фабрики. Ищет талантливых людей, энтузиастов, учит их театральному искусству, вместе ними учится сам. В 1935 году любовь к театру приводит его в Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского, правда, на заочный факультет – материальное положение семьи требовало от него зарабатывать на жизнь. В конце 1938 года режиссёрский факультет ГИТИСа окончен. Правление клуба фабрики приглашает Александра Ефимовича на должность режиссёра - художественного руководителя клуба. С этого времени он и работает режиссёром до ухода на пенсию.

40-е года. Коллектив народного театра. В центре зав. клубом К.Д.Малков и режиссёр А.Е.Лебедев

   С тридцатых годов Александр Ефимович много времени уделяет журналистике, активно сотрудничает в областной и районной газетах. Его интересуют все стороны практической жизни и реальной действительности своего времени, труд и отдых пучежан, их нужды и заботы. Вместе с тем, он находит время оглянуться и в недалёкое, но боевое прошлое своих земляков (собирает материал и пишет очерк о Любе Левиковой), и в глубокую старину возникновения Пучежа. Его интересует жизнь и произведения нашего знаменитого  земляка – Павла Зарубина. Он ищет и обрабатывает материалы об истории создания партийной организации района, о становлении советской власти, о борьбе с кулаками и подкулачниками.

   Во всех этих материалах, черновых набросках чётко прослеживается его любовь к родному краю, его прошлому, настоящему и будущему, к его замечательной природе. Стремясь сделать свой край ещё краше и лучше, он резко критикует недостатки, бичует пьянство, распущенность, бюрократизм, волокиту.

В архивах Александра Ефимовича я нашёл несколько черновых, не доведённых до конца набросков в стихотворной форме, бесхитростных, но очень характерных для его мироощущения, позволяющих заглянуть в его лирическую душу. По своей скромности, понимая несовершенство своей поэзии, Александр Ефимович нигде их не публиковал. Но я считаю своим долгом приоткрыть перед  пучежанами эту его черту и привести текст его стихотворения «Волжские дали».

Посмотри на Волгу весною –

Вам такой красоты не сыскать,

Как она серебристой волною

Будет в берег тихонько плескать.

Я люблю эти волжские дали,

Заливные луга и пески.

Нет уж больше на Волге печали,

Не услышишь бурлацкой тоски.

По утрам над зеркальной водою,

Как дозорные, чайки кружатся

И, любуясь своей красотою,

К камышам на заливе садятся.

И шумит, и поёт, и играет волной

Волга-речка – кормилица наша.

И живёт здесь от века народ озорной.

Где найдёшь ещё Родину краше?

   Но однажды Александр Ефимович преодолел свою скромность и стал читать со сцены клуба свою поэму «Счёт», в дальнейшем названную им «Великая Отечественная». Было это в грозном 1943 году, когда вся страна наша напрягала силы для окончательного разгрома гитлеризма. Гордость за свой народ, любовь к социалистической Родине позволили ему быть твёрдо уверенным в безусловной и близкой победе над фашизмом. Она чётко предсказывается в строфах поэмы:

Настанет день, придёт Победа!

Придёт желанная пора –

И на знамёнах величаво

Зардеют Невского слова:

«Стоит, стояла, стоять и будет

На свете русская земля».

   Судя по переписке А.Е. Лебедева с К.Д. Малковым, слух о поэме дошёл и до фронтовиков. Видимо, пучежане, слышавшие, как читал её автор, написали об этом на фронт.

   … В 50-х годах Александр Ефимович разыскивает материалы о наших земляках – Героях Советского Союза Тюрине и Петрове, устанавливает связь с родственниками солдат, захороненных в братской могиле на Пучежском кладбище.

   Но мне почему-то кажется, что занимаясь всеми этими разноплановыми делами, затрачивая на них массу свободного времени, Александр Ефимович всю свою сознательную жизнь не расставался с фотоаппаратом – так много в его архиве негативов и фотоснимков на самые разные темы. Больше всего здесь запечатлено видов старого и нового Пучежа. Он начал, но смерть помешала довести до конца подготовку фотоальбомов по истории старого Пучежа, в том числе и дореволюционного. Я надеюсь, что с помощью ветеранов начатое им дело можно и нужно довести до конца, сделать эти альбомы историческими документами, имеющими большую познавательную ценность.

   Александр Ефимович одним из первых в городе перешёл от фотоаппарата к кинокамере, которая позволяет показать жизнь родного города и его жителей в динамике, более выразительно и ярко, чем статичные фотографические снимки. Уже находясь на пенсии, он досконально изучает разные модели кинокамер, настойчиво и терпеливо накапливает опыт обработки киноматериалов, продумывает и собственноручно изготовляет различные приспособления, осваивает кинопроектор и магнитофон, методы монтажа киноленты и озвучивания кинофильма, ищет, подбирает необходимые фонограммы и грампластинки.

Только простое перечисление этих элементов кинолюбительской практики свидетельствует о её сложности. Действительно, дело это хлопотливое, оно требовало немалого терпения, настойчивости, увлечённости делом, а порой и самоотверженности. Всё это было у Александра Ефимовича.

   С фотоаппаратом и кинокамерой его можно было встретить на стройках и в цехах предприятий, на встрече ветеранов войны и на колхозных полях, в пионерском лагере,  в школе и детском садике. С юношеским задором и упорством опытного режиссера и кинооператора он искал и находил своих героев, старался ярко запечатлеть их на фото и киноплёнку.

   В течение нескольких лет он сделал фильмы об истории строчевышивальной фабрики, о вспомогательной школе-интернате, о почине десятиклассников Сеготской школы, которые всем классом пришли в сельское хозяйство, об отдыхе детворы в пионерском лагере, об истории райпромкомбината. Были попытки наладить выпуск хроникальных киножурналов, но отсутствие транспорта помешало Александру Ефимовичу выполнить эту задумку.

   Не умаляя достоинств упомянутых фильмов, можно сказать, что самым замечательным и интересным для пучежан является объёмистый, повествовательный, в основном строго документальный фильм «Пучежане». В нём Александр Ефимович рассказывает об участии пучежан в Гражданской и Великой Отечественной войнах, подчёркивая патриотизм, который был присущ всему советскому народу в годы титанической борьбы за свободу Родины. Здесь он умело использует встречи ветеранов войны, беседы их с молодёжью, имеющиеся у него фотоматериалы, а также подлинные документы,  хранящиеся у частных лиц и в краеведческом музее. Титры фильма говорят нам, что 8424 пучежанина участвовали в борьбе с фашистскими полчищами. Среди них было 392 женщины. Камера показывает крупным планом лица девушек, отправляющихся на фронт, скользит взглядом вдоль строя готового к маршу женского отряда. Далее фильм рассказывает об отдельных ветеранах войны – Петровой, Смольницкой, Завьялове, об участнике парада Победы на Красной площади в Москве Трубачёве и других. Для убедительности в фильме вмонтирован кусок киноплёнки с хроникальными кадрами военных будней.

   Вторая часть фильма показывает, как в Пучеже отмечается близкий каждому человеку, особенно старшему поколению, праздник  – День Победы.

   В архиве Александра Ефимовича я нашёл такие слова: «Художник, наделённый почётным правом воспитывать людей на высоких идеалах времени, сам должен обладать этими качествами, быть достойным этого права».

   Можно смело утверждать, что эти слова были жизненным кредо Александра Ефимовича. Своей бескорыстной неувядающей любовью к искусству, своими практическими делами в развитии театральной самодеятельности и кинолюбительства, в журналистике, своим личным обаянием он оставил заметный след в жизни района, в сердцах пучежан.

Виктор Александрович Лебедев, 2-й секретарь райкома КПСС. Газета «Ленинское знамя» от 13 сентября 1984 г.

Картина дня

наверх