На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Влюблённый в Плёс

   Александр Мучкаев родился в 1956 году в Пензенской области. Вырос и учился в Пучеже. Закончил Палехское училище лаковой миниатюры и в 1979 году Ивановское художественное училище. В 1993 году был принят в Союз художников России. Александр Мучкаев – художник с широким диапазоном. Он пишет портреты, тематические картины, пейзажи, натюрморты. Его карандашные листы из серии «Русская деревня» находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, а листы из серии «Старые русские» - в собрании Ивановского художественного музея. Работы Александра Мучкаева украшают многие частные коллекции в России, США, Германии, Франции, Израиле.

Всё дело в рельефе местности

   Летом 1979 года Александр впервые приехал в Плёс на этюды и с этого момента влюбился в эти левитановские места. Левитан, можно сказать, открыл Плёс – этот провинциальный уютный городок с церквями, старыми домами. И он красив как раз своей провинциальной красотой и, прежде всего, рельефом местности. Церкви, деревянные домики создают красивую структуру. А Волга всегда прекрасна, какие там рассветы и закаты! Плёс – тихий городок, мещанский городишко с узкими улочками, где всё извивается как-то, всё крутится. Идёшь на этюды по дороге, и вдруг открывается замечательный вид, но только спустился метров пять – буквально с этой же точки видишь совсем другую картину. Вот как раз этот рельеф местности важен для художника. И равнинные пейзажи – земля-небо – надоедают. Я много городов объехал и скажу, что такой природной средой обладают, пожалуй, только Плёс и Юрьевец.

Я здесь родилась, здесь и умру

 

 У церкви святой Варвары очень красивый вид. Рядом стоит старый, но хорошо сохранившийся домик, в котором живёт одинокая бабушка. Сама она на стук не выходит. Поэтому москвичи постоянно вешают записки ей на дверь: «Если хотите продать…» - далее идёт сумма и телефоны. «Не хочу, - говорит. – Я здесь родилась, здесь и умру, здесь все наши родственники похоронены». К художникам в Плёсе другое отношение. К ним привыкли. Порой и внимания никто не обращает. А порой узнают и даже иногда подкармливают. Приносят яблоки, пироги. Выйдет какая-нибудь старушка и говорит: «Чего-то ты там пишешь? Замёрз, наверное. Сейчас я тебя блинками угощу. В прошлый год ты вроде тоже был» . И выносит бабушка на тарелке блины и чашечку мёда.

Камень и свинец, вода и воздух

    Группа художников, в которой был и Александр Мучкаев, поехала в 2007 году работать на две недели в Санкт-Петербург, а потом в Плёс. «Питер каменный, очень холодный, очень тяжёлый, в него надо вжиться. Плёс же восхищает сразу.  Только сошёл с автостанции, ставь этюдник и пиши. К Питеру надо привыкать. Когда первый раз в него приезжаешь, немного даже пугаешься. Появляется удручающее впечатление. А когда привыкаешь, начинаешь внимательно рассматривать архитектуру города. Красота Питера именно в этом каменном кружеве. Две недели в Питере писали каменные набережные, дома, свинцовое небо, ждали, когда на дом упадёт луч солнца и оживит пейзаж. А в Плёсе всё иначе, здесь любая погода хороша: пасмурно ли, солнечно ли – в любое время года всё вдохновляет и притягивает».

После Левитана в Плёсе делать нечего

   «Один мой приятель сказал: «После Левитана в Плёсе делать нечего». Это предвзято. Так же можно сказать про натюрморты, например: если русские художники писали кувшины и самовары, то значит писать их уже нельзя. Каждый художник находит своё и вносит что-то новое. Но что интересно: Левитан, конечно, постоянно у всех звучит доминантой. Очень трудно отойти от него. Ведь до того, как поехать в Плёс, все художники просматривают работы Левитана: что их ждёт в Плёсе, к чему готовиться? И многие художники впадают в эту крайность зависимости от левитановской живописи».

Плёс карандашом

   «Я ищу покосившийся старый домик, который ещё как-то сохранился, от которого веет духом Левитана. Никогда не забуду, как мы ездили с Вячеславом Андреевичем Фёдоровым в Плёс на этюды. Конечно, писать рядом  с таким мастером пейзажа – огромное счастье, потрясающая школа: стоишь около и смотришь, как работает мастер. Поэтому, может быть, в Плёсе на меня большое влияние оказала живопись именно Фёдорова, а не Левитана, который был человеком довольно скучным и печальным. Поэтому все его плёсские работы, за небольшим исключением, передают в основном какую-то тоску. А Вячеслав Андреевич увидел в Плёсе яркость, необычность, в сером городе он увидел цвет. У него Плёс радостный какой-то. И я стараюсь передать это состояние через цвет, а не через какое-то конкретное место, которое  было бы узнаваемо, и все бы говорили: «Во! Это Плёс!» Я всегда ставил чисто живописные задачи. Плёс можно писать в любой технике, подходит и акварель, и гуашь, и пастель. Но мне ближе масло. Хотя я сделал серию работ Плёса, используя только белый лист бумаги и карандаш. Она сейчас вся разошлась по коллекциям. Я в графике Плёса не видел, потому что цвет сразу всех захватывает, завоёвывает – сразу бежишь за этюдником с красками. А я думаю, попробую-ка нарисовать всё это карандашом».

Падали и кувыркались

   Александр с группой ивановских художников-дизайнеров делал один из первых вариантов Музея Левитана. Это были 1983-1984 годы. Работали с утра до позднего вечера. Художников поселили в гостинице наверху, а музей находился, как и сейчас, на набережной. «После хорошего ужина собираемся идти в гостиницу. Зима. Январь. Поздняя ночь. Горы  все детьми раскатаны, хоть и снег выпал, а под ним-то – сплошной лёд. Поднимаемся метров пять. Первый падает и сносит нас. Мы вниз катимся. Поднимаемся снова до половины горы – то же самое. И так раз пять. Потом легли на дорожке, подумали и решили вернуться ночевать в музей. После этого случая мы в гостиницу не возвращались, работали и ночевали в музее. С тех пор я не очень люблю Плёс зимой. Шутка!»

Эра Плёса не кончится никогда

   «Плёс – особенный. Нет ни фабрик, ни заводов. Ничего не дымит, ничего не клокочет. Самосвалы и тракторы не ездят. Что там очаровывает – это тишина, покой. Даже если появится  коттеджный посёлок, всё равно красота природы не нарушится. Не случайно наметилась такая тенденция: всё больше туда ездит живописцев. Санкт-петербургские художники сделали традиционными выезды в Плёс. Я уже не говорю, что там проводятся пленэры Ивановского художественного училища, Суриковского института, художественных школ для одарённых детей. Например, пленэр «Волжский художник». И уже с детства, кто из моих учеников там побывал, те опять хотят в Плёс. Эра эта не кончится никогда».

Арбатский стиль

   Исаак Левитан, Вячеслав Фёдоров – это отправные точки, ориентиры для живописца. Из современных ивановских художников Мучкаеву близки Андрей Фёдоров, Александр Антохин, Александр Климохин. «Они очень непохожи друг на друга. И кстати, не стараются идти за Левитаном. Но есть и художники так называемого арбатского стиля живописания. Это те, кто, приезжая в Плёс, заведомо начинает писать на продажу. Работа начинается не с восхищения красотой, а с представления ценника. Многие стали приукрашивать Плёс. Я видел там таких ребят. Они прописывают каждую веточку. Но не профессионально, как это делают художники-фотореалисты, у которых всё гармонично. Эти считают, чем ярче – тем лучше. А выходит фальшь. Они придают картине товарный вид. Этих художников я не принимаю, а их становится с каждым годом всё больше и больше. Причём половина из них самоучки. Но с другой стороны я их понимаю, потому что надо как-то жить. Сейчас художнику тяжело, продать картину очень сложно, настолько конкуренция мощная. Среди профессионалов никогда не было конкуренции, потому что каждый писал в своём стиле. Сейчас же появился арбатский объединяющий стиль. Всех художников России он объединяет. Они везде пишут одинаково. Я был в Нижнем Новгороде – то же самое. В Москве, Питере Иванове… Их объединило приукрашивание всего. Стремление быстро-быстро продать работу, а не желание увидетьчто-то красивое. Вот это, конечно, удручает».

Плёс – культурный центр России

   «Сейчас наметилась очень хорошая тенденция. Некоторые обеспеченные люди делают пленэры. Они создают свои частные картинные галереи. Для этого приглашают художников, оплачивают им поездку, питание, проживание. Потом у себя оставляют по одной или несколько работ, создавая таким образом картинные галереи. Это большой стимул для художников. И я думаю, что это будет развиваться. Понятно, что Плёс сейчас становится культурным центром не только Ивановской области, но и России. Сколько там проходит музыкальных фестивалей! Так, в Плёсе проходил фестиваль православной музыки, хоры пели в церкви, коллектив «Сирин», например. Такого пения, как в храмах, нигде больше нельзя услышать. Поразительное ощущение. Я просто был в шоке. Очень радует, что проводятся такие фестивали, и дай Бог, чтобы это не закончилось. В Плёсе проводится ежегодная выставка «Зелёный шум», куда присылают свои пейзажи художники со всей страны. Плёс – это частичка еще оставшейся провинциальной красоты. То, что уже потеряно в других городах. Вот что сюда привлекает. Почему французы приезжают в Плёс, американцы? Что, они знают Левитана? Нет. Они о Плёсе узнают через Интернет, им нравится, и, побывав в этом городке, они хотят вернуться снова и снова».

Записал Александр Скворцов

Картина дня

наверх