На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Потапов Геннадий Никифорович. Воспоминания о службе в угрозыске

   В органах уголовного розыска я работал с 1924 года по 1930 год. Принят на работу в Юрьевецкий П/отдел Угрозыска при Уездном Административном отделе по направлению Пучежского райкома комсомола. В то время начальником  Уездного Административного отдела был т. Гужев И., начальником угрозыска – Межаков С.И.,  опытный, волевой криминалист, прекрасный начальник, присланный из Ивановского губрозыска, с большим стажем, ему я много обязан в деле освоения этой трудной работы, тем более, что потом мне пришлось много работать самостоятельно. Штат уездного отдела состоял: инспектор активной части и зам. начальника Шеронов Н.М., инспектор секретной части – Иванов С., старший агент 1-го разряда – Ссорин Д, агент 1-го разряда – Разумов М., агент 2-го разряда – Потапов Г.Н., агент 2-го разряда Махонин, регистратор-дактилоскопист – Мокин М., секретарь, фотограф.

   В 1925 году в Пучеже при районной милиции по новым штатам был организован Уголовно-розыскной стол. Заведующим этим столом был назначен я. Штат розыскного стола состоял: старший агент и прикреплённый из штата районной милиции мл. милиционер Куцепало Д. (погиб в Отечественную войну).  Стол имел самостоятельную смету, отведён был кабинет при милиции в бывшем доме купца Пепёнова. Подчинён был я начальнику Юрьевецкого П/отдела и работал в тесном контакте с начальником Пучежской районной милиции Бурматниковым А. Бурматников А. – опытный, старый работник, который мне много помогал, тем более, что первое время мне было очень трудно на самостоятельной работе в таком большом и трудном для работы районе. В 1926 году  уголовно-розыскной стол был введён в штат районной милиции и я стал заместителем начальника районной милиции по уголовно-розыскной части.

   Штат районной милиции в то время был таким: начальник Бурматников А., зам. начальника Уткин М., секретарь Зверков Н.В., участковый инспектор по городу – Ленков Н.П., участковый инспектор по городу – Петрах, младшие милиционеры: Ремизов Д., Мошков и ряд других. Участковый инспектор по Кандауровскому участку старший милиционер Шеронов С., по Горбунихинскому участку старший милиционер Забрунцев, по Сеготскому участку старший милиционер Горохов Г.

   Кроме этого основного штата был штат ведомственной милиции при Пучежской льнопрядильной фабрике, у комитета торговцев, в банке. Финансировался этот штат за счёт учреждений по договорам, но в подчинении они были у начальника районной милиции. В 1930 году без отзыва от работы окончил курсы по подготовке в ВУЗ и поступил в Ивановский медицинский институт. По окончании института был оставлен в аспирантуре при институте на кафедре судебно-медицинской экспертизы, так как, во-первых, любил этот предмет. А во-вторых, заниматься там мне было легко, т.к. с криминологией я был знаком в достаточной степени по работе в угрозыске. Это было отмечено профессором Сапожниковым Ю.С., который не хотел меня отпускать от себя. По семейным обстоятельствам я был вынужден отказаться от аспирантуры и перейти на лечебную работу и специализироваться по венерическим болезням. Профессор очень был огорчён и долго меня журил за «измену», назначив меня судебно-медицинским экспертом по совместительству по Пучежскому и Сокольскому районах. Работал я экспертом до 1939 года – до призыва меня в кадры РККА.

   Работать в 20-е годы в уголовном розыске было очень трудно, но интересно. Это был период расцвета НЭПа.  Пучеж был крупным портовым центром, особенно в летнее время. Это был перекрёсток торговый дорог. Во всех приволжских городах были богатейшие базары, функционировала знаменитая Нижегородская ярмарка. Преступники всех категорий непрерывно курсировали по этим городам, принося  массу забот милиции. В настоящее время большая часть преступлений – это хулиганство, а тогда можно было встретиться со всеми категориями преступлений – от мелких ширмачей до крупных бандитов и взломщиков, вплоть до воров, работавших в международных масштабах. Донимали всевозможные спекулянты, которых развелось громадное громадное количество, воры, совершающие кражи у частных лиц и организаций, и бандиты из оставшихся не разгромленных банд.

   В период нашей работы много было раскрыто всевозможных преступлений, всех не упомнишь и не опишешь. Ведь легко сказать, что раскрыта такая-то кража, ликвидирована такая-то банда. Задержаны такие-то личности, но каково это было сделать в то время. О наиболее резонансных преступлениях и оставшихся в памяти я и расскажу.

   В 1926 году летом в соседних районах Горьковской области (в Пурехе и др. сёлах) в течение короткого времени было ограблено 6 церквей. Церкви очень богатые. Унесено было много ценностей. Из Городецкого угрозыска мне было передано по телефону о возможных кражах и у нас в районе. Я немедленно известил всех председателей с/советов района и председателей церковных общин о принятии мер к охране. Через два дня была совершена попытка ограбления Ячменской церкви. Но охрана церкви сумела отбиться от грабителей. При выезде на место мною был выявлен ряд обстоятельств, благодаря которым вся шайка с украденными во всех церквях ценностями была задержана в Пучеже. Сотрудники  получили большую премию, в размере 15%  общей стоимости возвращенных ценностей (такой был порядок в то время). В операции по задержанию участвовали: я, Андроников, Ремизов и 2 других младших милиционера, фамилии их не помню. Грабителей было 5 человек. Вооружение – браунинг Смит-Вессон и обрез.

   В том же году была ограблена церковь в с. Сеготь. Срочно выяснив все обстоятельства, дал сообщение в Юрьевецкий и Чкаловский отделы. Все возможные дороги были перекрыты участковыми инспекторами. Сам я верхом погнал по Юрьевецкому тракту. А навстречу мне из Юрьевца верхами же выехали агент Рябиничев и конный милиционер Павлов Е. Около Долматовской школы трое церковников с похищенным и орудиями взлома были задержаны Рябиничевым.

   Зимой того же года совершена кража со взломом из магазина сельпо в с. Сеготь. Унесено много разных товаров и мануфактуры. Выезжаю на место. При осмотре установил, что воры проникли в магазин через окно. Прорезан лаз в деревянной ставне, очевидно, использовали коловорот, т.к. по краям лаза множество круглых отверстий. От этого кромки лаза получились неровными и на них остались следы крови. Из расспросов выяснил, что накануне у гражданина Солдаткина в соседней деревне брал для чего-то коловорот г-н Чекунов Сергей из д. Дьяконово, и диаметр отверстий совпадает с диаметром сверла коловорота Солдаткина. Чекунов – человек с  уголовным прошлым. Вместе с Ленковым мы погнались за Чекуновым, т.к. он с вечера пропал из деревни с лошадью. По следам мы гнались до п. Лух, где на базаре и задержали Чекунова. При осмотре на правой руке в области предплечья были обнаружены несколько свежих царапин. При нём был браунинг. Под влиянием неопровержимых улик Чекунов признался.

   Зимой того же года в Дяконовской волости было совершено несколько амбарных краж со взломом. Увезено много зерна. Видно было, что это дело одной шайки и что воры были конными и их было много. На последней краже были следы повозок, отпечатки копыт и другие улики. Была организована погоня по следам цыганского табора, бывшего в этих местах, т.к. все данные были за то, что это их работа. Большая группа цыган была задержана нами около г. Вичуги. Украденное изъято, а кроме зерна изъяли и несколько ранее угнанных лошадей. В погоне и задержании участвовали: я, Ленков Н.П., Горохов Г.

   В течение лета 1926 года в Алёшинском и Гарьском лесах, обычно после базарных дней, когда крестьяне и др. люди разъезжались по домам, было совершено несколько вооружённых ограблений. Из леса выходили всегда трое с револьверами,  останавливали подводы и обирали людей. И долгое время не было никакой возможности выявить  злоумышленников. Но при одном из налётов, один из потерпевших не очень растерялся и заподозрил в одном из нападавших знакомого человека. Была проделана работа. За подозреваемым велось наблюдение, и наконец все участники были задержаны сразу же по совершении налёта. Атаман шайки некто Смирнов из д. Порохово, двое из Гремячево. Все они люди с уголовным прошлым. Наводчиком был официант ресторана.

    В своей квартире был убит финансовый инспектор Голыгин. Труп его был обнаружен на полу с разбитой головой. Очень быстро мною было установлено, что убийство совершено на политической почве. Заподозрен председатель комитета торговцев А. Радионычев, который был задержан и изобличён. При задержании оказал сопротивление. Дело для дальнейшего ведения было передано в политорганы.  Виновный судим показательным судом Трибунала и по приговору расстрелян.

   В течение 1925 года банком в Пучеже обнаружено, что в обиходе на рынке и магазинах периодически появляются фальшивые червонцы. Дело было передано нам. Благодаря проделанной работе была выявлена группа людей, занимающихся изготовлением фальшивых червонцев, и настолько искусно, что определить могли только в банке. Это группа Бутусова.  Обвиняемые сознались, что они долгое время занимались этим делом, и поймать их не могли потому, что они сбывали их не в наших пределах, а ездили в Чувашию, где их и сбывали. Потом осмелели и стали понемногу сбывать и в Пучежском, и в Юрьевецком районах, и здесь были разоблачены. Осуждены все на долгие сроки.

   В разное время и при разных обстоятельствах были задержаны и обезврежены бандиты: Ольнев, Крайнев, Байдин П.  Ольнев долго был неуловим. В Гарях он вырезал целую семью и всех девушек посидельцев, которые остались ночевать после посиделок в этом доме. Ольнев при попытке к бегству во время конвоирования в г. Юрьевец был застрелен. Крайнев – убит при задержании. Крайнев был долгое время грозой всего населения.  Был задержан Байдин П., по кличке «Сашка-Воронёнок». По отбытии срока был зарезан в г. Горьком членами своей шайки. Был разоблачён и задержан знаменитый «король» карманников «Коля-Барин», который обучал и держал в руках всех карманников, собирал с них дань. Если находились такие, которые выходили или делали попытку не подчиняться или работать самостоятельно, с теми жестоко расправлялся.

   Наиболее памятна мне моя первая удача, которая окрылила меня и придала мне уверенность, что я могу работать в розыске – это кража со взломом в д. Кошкодариха Кандауровской волости, случившаяся буквально в течение первого месяца моей работы. Воры в составе шайки из четырёх человек, из них две женщины, были задержаны, а похищенное возвращено потерпевшим. Возглавлял шайку рецидивист по кличке «Сашка».

    Я уже говорил, что перечисляю только часть дел, наиболее памятных для меня. Разумеется не всегда всё шло гладко, были и неудачи, и ошибки. Например, была нераскрыта церковная кража в нагорной церкви города Пучежа. В общем пучежская милиция всегда стояла в первых рядах по результатам работы в области. При праздновании 8-й годовщины Пучежскому отделу милиции было вручено Красное Знамя (Знамя хранится в музее).

   Успехи были достигнуты благодаря самоотверженной  работе всего коллектива. Хочется рассказать о людях, которые посвятили свою жизнь этой тяжёлой и нужной работе.

  

     Ленков Н.П.  – работал в Пучежской милиции с первого дня её организации. Начал работать с должности младшего конного милиционера, а закончил её инспектором по городскому участку. Работу начал малограмотным человеком, но потом много работал над собой и с помощью товарищей и своим упорным трудом намного повысил уровень знаний и грамотности. Принципиальный, волевой, он был всегда примером аккуратности, точности для всех. Был очень требователен к себе и людям. Пользовался громадным авторитетом среди населения. Неоднократно награждался. Умер от туберкулёза.

  

     Зверков Н.В. Большую часть своей сознательной жизни посвятил работе в пучежской милиции. Работал секретарём. Всегда был точен, аккуратен. Проводил большую работу по обучению работников делопроизводству, финансовой работе. Имел награды, благодарности, в последствии награждён орденом «Красной Звезды»

Павлов Е. Работал в конной милиции. Прекрасный конник, исполнительный, аккуратный. Всегда выполнял самые рискованные и опасные поручения. Был беспощаден к врагам. За время службы уничтожил трёх очень опасных бандитов. Неоднократно награждался. Во время войны служил в кавалерии. После демобилизации вернулся на свою работу.

   Малыгин С. Человек чрезвычайной отваги. Сам единолично задержал банду вооружённых грабителей в д. Монастырьки. На его счёту много молодецких дел. Прошёл путь от младшего милиционера до начальника Порздневского районного отдела милиции.

Кудряшов.  Прошёл путь от младшего милиционера  до начальника волостной милиции.

    Шеронов А.А. Прошёл путь от младшего милиционера до начальника волостной милиции.

   Трусов А.Е.  Прошел путь от младшего милиционера до крупного работника областного уголовного розыска. Окончил Военно-юридическую академию и аспирантуру. Полковник. Доцент и кандидат юридических наук в Высшей милицейской школе в Москве. Награждён орденами, в том числе орденом Ленина и серебряным оружием за успешную борьбу с бандитизмом.

   В 1926 году за отличную работу по борьбе с преступностью я был награждён серебряным портсигаром, а в 1927 году за раскрытие шайки фальшивомонетчиков награждён отрезом на шинель.

   Официально в милиции я работал с 1924 года, но и до этого я был тесно связан с милицией по своей работе. В начале 20-х годов я был начальником комсомольского боевого отряда и затем старшим продинспектором. Отряд был исключительно из комсомольцев. Задача отряда – это сбор продразвёрстки, а потом продналога, ну и попутно борьба со спекуляцией, самогоноварением и дезертирством. Мне был придан ещё отряд конный милиции из Ивановского кавалерийского эскадрона под командой ст. милиционера т. Чернова из 10 человек. Затем этот отряд сменили конные милиционеры из Юрьевецкого отдела. Это были: Павлов Е., Колов Г.,  Осипов и старший отряда, мадьяр по национальности (из бывших военнопленных) Осип Мечери. Вот с ними я долго работал. После того как меня назначили старшим налоговым инспектором, начальником отряда стал Сомов С.Н.

   У меня в памяти последовательно сохранились фамилии всех начальников Пучежской милиции: первый начальник – Малков К.Д., Ильин, Болбот, опять Ильин, Смыслов, Голубев, Арфанитский, Бурматников, Веселовский, Смирнов, Мартихин и т.д.

   Некоторые товарищи называли первым начальником милиции Афанасьева А.А. Это верно, но он был начальником в период между Февральской и Октябрьской революциями.

 

                          К.Д.Малков

   А первым советским начальником Пучежской милиции  после декрета о создании Советской милиции был Малков Константин Дмитриевич.

Г.Н.Потапов, сентябрь 1967 г.

Картина дня

наверх