Сергей Гладков предлагает Вам запомнить сайт «Пучеж и его жители»
Вы хотите запомнить сайт «Пучеж и его жители»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

* * Пучежане всех стран, объединяйтесь! * *

20 лет службы на Балтике

развернуть

   

20 лет службы на Балтике

Иван Степанович Филатов родился в 22 февраля 1915 года в деревне Щукино, Хмелеватовского с/совета Пучежского района в семье крестьян.

Отец – Филатов Степан Иванович, мать – Филатова (Торонова) Наталья Александровна. В семье было четыре сына: старший Иван, Алексей (1919 г.р.), Николай (1922 г.р.) и младший Виталий (1925г.р.) и дочь (умерла в возрасте 7 лет).

20 лет службы на Балтике

Родительский дом в д.Щукино

    Из автобиографии Ивана Степановича Филатова: «После окончания 7-ми классов в гор. Пучеже в 1929 году поступил в школу ФЗУ при Молитовской фабрике «Красный октябрь» Горьковской области и окончил в феврале 1933 года подмастерье ткацкого отдела, ввиду перехода фабрики на две смены из-за отсутствия сырья я переехал в гор. Пучеж и поступил на работу в Дубновскую артель металлистов «Красный октябрь» счетоводом в марте 1933 года.  В апреле 1934 года перешёл на работу в Пучежскую контору союз-загот. плодоовощ пом. бухгалтера до июня 1936 года, ввиду ликвидации конторы переведён в Пучежский Дом крестьянина старшим счетоводом, проработал до февраля 1937 года. В феврале был призван в ряды ВМФ. С февраля 1937 года курсант электроминной школы г. Кронштадт до ноября 1937 года. В декабре 1937 года переведен в 8 авиабазу из авиа части №2, в которой был с ноября по декабрь 1937 года. В декабре 1938 года остался на сверхсрочную службу завделопроизводством этой же части, в мае 1939 года допущен приказом по флоту. В октябре 1939 года переведен в 28 авиабазу ВВС КВФ на должность казначея.»

Началась Великая Отечественная война. Братья ушли на фронт. 

20 лет службы на Балтике

Алексей Степанович Филатов вернулся с войны живым, имел тяжелое ранение в область сердца. 

   Николай Степанович Филатов был призван в армию 24.06.1942г., погиб в Великой Отечественной войне на Ленинградском фронте в 1943 году.

   Виталий Степанович Филатов был призван в армию 07.01.1943г., погиб на Ленинградском фронте в 1944 году  в Эстонии под Нарвой, на хуторе Ванамыйза.

20 лет службы на Балтике

Виталий Степанович Филатов (справа)

Надпись на обороте фотографии: На память дорогим родителям. Снимался 24.06.1943г. с товарищем.

Иван Степанович женился ещё до призыва. Жена Филатова (Уткина) Елена Ерастьевна, 1914 г.р. Имел сына Владимира (1935г.р.) и дочь Нину (1938г.р.).

20 лет службы на Балтике

Иван Степанович Филатов

Надпись на обороте фотографии: На память дорогой жене Елене Ерастьевне Филатовой. 22 ноября 1938 года. г. Новый Петергоф

   28-я авиабаза ВВС КБФ, в которую в октябре 1939 г. был переведён Иван Филатов, формировалась и размещалась в Эстонии, в г. Палдиски (50 км от Таллина). В августе 1941 года, в связи с наступлением немецких войск, личный состав базы отступил в Таллин, который был главной базой Балтийского флота, и где находились основные силы флота. 28 августа началась эвакуация флота из Таллина, так называемый «Таллинский прорыв», одна из трагических страниц истории Балтийского флота. Вместе с флотом эвакуировались и бойцы 8-й армии, оборонявшие Таллин и гражданские (семьи военнослужащих и советских служащих). На транспорте «Иван Папанин» переходил в Кронштадт и Иван Филатов.

20 лет службы на Балтике

Транспорт "Иван Папанин"

     Перевозку осуществляли суда 4 конвоев, которые приняли на борта судов 30 000 человек. Флоту предстояло пройти 321 км. Финским заливом, где на протяжении 250 км. оба берега были заняты противником, а 120 км. заминировано. Немцы и финны  усиливали минные заграждения, было выставлено более 2500 мин, а на мысе Юминда установили 170-мм батарею. На аэродромы Прибалтики немцы стягивали штурмовую и бомбардировочную авиацию. И всё же основным препятствием были мины. Именно «рогатая смерть» стала причиной смерти боевых кораблей и транспортов.

20 лет службы на Балтике

В этом же переходе на катере «Малый охотник» (МО-4) участвовал и другой пучежанин Михаил Костин.

20 лет службы на Балтике

http://pucentrio.mirtesen.ru/blog/43883892847/Mihayil-Kostin.-S--pervogo-dnya-i-do-poslednego.

Команда его катера подбирала людей с тонущих транспортов и кораблей.

На сторожевике "Снег" служил Котов Василий Васильевич.

20 лет службы на Балтике

Сторожевик затонул не дойдя до Гогланда. Команду подобрал катер и переправил на остров.

http://pucentrio.mirtesen.ru/blog/43306104814/Vasiliy-Kotov....

 Транспорт «Иван Папанин» имел на борту более 3000 бойцов и 200 автомашин. Получил попадание двух авиабомб, но сумел дойти до острова Гогланд, где выбросился на мель. На берег было высажено более 2500 человек. Но затем, сильным ветром пароход сорвало с мели, и он стал дрейфовать. 30 августа корабль был добит авиацией противника и затонул.

20 лет службы на Балтике

   Иван Степанович Филатов находился на корабле в эти трагические дни и проявил героизм, помогая спасать людей и ценности. За проявленное мужество был награжден Орденом Красной Звезды.

    Из приказа о награждении: «29 августа 1941 года при переходе из города Таллин в город Кронштадт на транспорте «И. Папанин» проявил мужество и отвагу. Транспорт был поврежден вражеской авиацией – транспорт загорелся, товарищ Филатов презирая опасность оказывал мед.помощь раненым бойцам и офицерам, после чего раненых эвакуировал на катере для отправки в Кронштадт, помогал в тушении пожара и руководил высадкой личного состава и грузов с горящего транспорта на о. Гогланд.

   Перед началом эвакуации с гор. Таллин тов. Филатов предусмотрел и все ценности находящиеся в его распоряжении перевёл в Госбанк г. Петергоф, таким образом ни одна государственная копейка не пропала.

С сентября месяца 1941 года находясь на аэродроме Кронштадт обеспечивал личный состав лётных частей денежным довольствием на 3-х оперативных аэродромах, первый на острове Лавенсаари, второй на острове Сескар и 3-й горнизон Борки. Несмотря на частые массированные налёты вражеской авиации и трудность перевозки средств тов. Филатов с риском для жизни уходил на катере на аэродромы и своевременно доставлял денежное довольствие.

   В тяжелую зиму блокады гор. Ленинграда 1941-42 г. частые налёты вражеской авиации и артиллерийский обстрел аэродрома Кронштадт тов. Филатов сутками находился на аэродроме по строительству укрытий для самолётов и землянок для размещения личного состава. Несмотря на недоедание и физическую слабость работу производил в особо тяжелых условиях – осенью в воде, зимой при больших морозах и при этом проявил мужество и настойчивость советского офицера. Все поставленные задания выполнял своевременно и с отличными результатами проделанной работы.»

20 лет службы на Балтике

Июль 1942 г. Кронштадт. Ст.лейтенант Филатов И.С.- второй справа

20 лет службы на Балтике

   Всю блокаду провёл в Кронштадте, начальником финансовой части 28-й авиабазы КБФ. Награжден орденом «Красной звезды», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией», медалью «30 лет Советской Армии и Флота». За активное участие в снятии блокады гор. Ленинграда, освобождения гор. Ропша, Нарва, Выборг, Таллин, за взятие Свинемюнде, острова Бронхольм получил   благодарность от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Советского Союза И.В. Сталина.

20 лет службы на Балтике

20 лет службы на Балтике

Иван Степанович стоит в центре.

20 лет службы на Балтике

   По окончании войны продолжал служить. Некоторое время службу проходил в Германии. В семье родились дочь Татьяна (1950 г.р.) и сын Виктор (1951г.р.)    В 1956 г. в звании майора вышел в запас и вернулся в Пучеж. 

20 лет службы на Балтике20 лет службы на Балтике

 


Ключевые слова: война, Филатов, флот
Опубликовала Ольга Чугунова , 12.03.2015 в 22:20
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии