На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Г. Шаргатов. Становление

   Помню, когда был маленьким, к нам приходила соседка с пяльцами. Разговоры с матерью вела и одновременно  вышивала накидки, подзоры, наволочки,  сорочки «для Василия Гавриловича»,  местного богача. Затем стирала рукоделия  и в пяльцах выставляла на мороз.  Мне нравилось смотреть, как на белом полотне  оживал узор. Я не понимал тогда, сколько утомительного, кропотливого труда затрачивала мастерица, чтобы заработать немного денег на хлеб.

   С установлением Советской власти изменились отношения к простым людям, материальное вознаграждение за их труд. В середине двадцатых годов одиннадцать тысяч женщин и детей занимались строчевым промыслом, поэтому во времена НЭПа со всей остротой встал вопрос о необходимости коллективизации промысла. Ленинское «кто - кого» было успешно решено в пользу социализма: в 1926 году в районе появились первые артели, и новая форма организации труда за два года окончательно утвердила себя. Поначалу промысел был деревенским, а потому сезонным, с надомным трудом. Артели имели раздаточные пункты для обеспечения вышивальщиц сырьем, нитками. В одном из них я начал работать в 1930 году. С миграцией сельского населения в города промысел не заглох. В Пучеже организовалась строчевая артель, в которой, кроме местных жителей, стали работать женщины, приехавшие из деревень, главным образом из Приваловского и Шепелинского сельских Советов.

   С 1931 года при строчевых артелях стали возникать коллективные мастерские. Появилось больше возможностей вести культурно-просветительскую работу. Ведь большинство членов артелей было малограмотными, и в мастерской они учились основам коллективного труда, навыкам производственной дисциплины, учились быть хозяевами производства. Рекорд Стаханова и его последователей в промышленности был горячо воспринят строчеями-вышивальщицами. На всю область звучали имена К.Т. Тихоновой, Е.Е. Гришиной, Т.М. Отуриной из пучежской артели; А.А. Тюричкиной, А.Д. Макаровой, К.И. Челоминой – из зарайской; А.Н. Абрамовой, М.Я. Копыловой, А.М. Денисовой – из кандауровской; А.Н. Шальновой, Е.Федосовой, В.Лобановой – из мортковской. Много отличных стахановок было в сеготской и камешковской артелях – всех имён не перечесть. Стахановское движение способствовало развёртыванию культмассовой работы. Мы создавали кружки художественной самодеятельности, физкультурные. В пучежской и кандауровской артелях в стахановских школах помимо производственного обучения преподавались общеобразовательные предметы. Преподавание многих предметов велось на общественных началах. Мне, например, доверили вести уроки географии в кандауровской стахановской школе.  Самых лучших стахановцев принимали в ряды партии, многие из них  избирались в правления артелей, ревкомиссии, членами культсоветов.  В числе их были Е.А. Осеннева, Н.А. Савватин, М.С. Богомолова, Н.Д. Проничева. За плечами многих был немалый трудовой стаж.  Так, Н.А. Савватин сам с семилетнего возраста сидел за пяльцами, отлично знал технику строчки. Не зря  ему поручили руководить артелью.

   Большое внимание в те годы уделялось росту молодых кадров. Лучшие из молодых стали впоследствии хорошими руководителями: Е.Ф. Борисова, Н.А. Фалина, Н.Д. Лебедева,  А.Е. Шаргатова, А.Ф. Безбородова и другие.

   К середине тридцатых годов в артели стали прибывать первые специалисты. Начался важный этап борьбы за качество продукции. Она получала мировое признание. Большинство строчевых изделий шло на экспорт. Некоторые  работницы выполняли уникальные вещи, выделялись художественным вкусом, мастерством. До сих пор помню блузки с вышитыми ветками сирени А.Н. Шальновой, букетов незабудки – А.Я. Сучковой.

   Становилось на ноги производство, которое развивалось вместе со всей  советской страной, выросло в современную строчевышивальную фабрику – предприятие высокой культуры производства.

Г. Шаргатов, бывший главный бухгалтер строчевышивальной фабрики. Газета "Ленинское знамя" от 28 октября 1978 г.

Картина дня

наверх