На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Потанин Ананий Георгиевич. Герои не умирают

   Подвиг всегда прекрасен. Он, как яркий огонь, воспламеняет сердца людей, зажигает их своим примером, вдохновляет на самоотверженное служение Родине. Мужество и героизм, готовность к подвигу – замечательная черта нашего народа, одна из славных боевых традиций Вооружённых Сил.

   Я часто вспоминаю о подвиге своего однополчанина Анания Георгиевича Потанина из села Кузьминское Зарайского сельского Совета Пучежского района. Мне хочется поведать об этом человеке.

   В нашей части он служил с первых дней гитлеровского нашествия. С оружием в руках защищал Москву и был ранен в районе Старой Руссы. Выздоровев, опять вернулся в свою часть.

   А потом фронтовые дороги привели его под Витебск, где он уже командовал пулемётным расчётом. Июль 1944 года. Наши войска ведут стремительное наступление на позиции противника на полях Белоруссии. Пехотный батальон, в котором служил Ананий Потанин, перебрасывается в тыл врага для того, чтобы сохранить мост через реку Лучесу и обеспечить проход наших войск в район прорыва. Ночью батальон был переброшен через линию фронта и занял оборону у реки. Началась артподготовка. Немцы, почуяв, что у них в тылу находится большое советское подразделение, начали вести бешеный артиллерийский обстрел этого участка.

   На мост неожиданно выскочила немецкая штабная машина. Ананий Потанин швырнул гранату, машину окутали густые клубы дыма, и она остановилась. Очередью из автомата Ананий «срезал» шофера, но в это время из машины выскочил немецкий полковник с пистолетом в руке. Однако он не успел выстрелить, автоматная очередь свалила его. Старший сержант Федоров вместе с Ананием Потаниным кинулись к подбитой машине.

   Здесь находились секретные документы и полковое знамя. Изъяв всё содержимое, они углубились  в лес. Вскоре на советскую землю была передана зашифрованная радиограмма, в которой сообщалось о находке Потанина и Фёдорова. Правительство высоко оценило подвиг советских воинов, наградив их орденами.

   После этого командир полка назначил Потанина старшиной пулемётной роты. Новый старшина всегда вовремя доставлял на передовую боеприпасы, горячую пищу. Он много раз рисковал своей жизнью, когда под огнём противника пробирался с тяжёлой поклажей.

   Однажды в районе города Борисова он доставил на передовую патроны. Неожиданно немцы перешли в контратаку. Осколком вражеской мины был ранен командир пулемётного расчёта. Не теряя времени, Потанин бросился к пулемёту и открыл огонь как раз в тот момент, когда немцам оставался лишь один бросок до наших окопов. Пулемётный огонь прижал фашистов к земле и не давал им поднять головы. Атака захлебнулась. Враг отхлынул назад.

Трудные фронтовые дороги привели нас на литовскую землю. Столица Литвы – Вильнюс был превращен фашистами в настоящую крепость. Гарнизон города, будучи окружённым советскими войсками, сопротивлялся с яростью обречённых. Земля вокруг содрогалась от разрывов. Не умолкает артиллерийская канонада, в неё вплетается  дробный перестук пулемётов. Ночью в небе над городом подолгу висят на парашютах осветительные ракеты, заливая землю зеленовато-синим светом. Днём немцы выбрасывали для осаждённого гарнизона боеприпасы и питание.

   9 июля 1944 года начался генеральный штурм. Батальону была поставлена задача овладеть несколькими узлами сопротивления и пробиться к центру города в районе Старой Ратуши. На рассвете одна из стрелковых рот начала наступление. В её составе действовал и пулемётный взвод, в котором находился Ананий Потанин.

   

 Старшина Потанин привёз для взвода боеприпасы. Он остановил повозку у большого кирпичного дома и вместе с повозочным понёс пулемёт и патроны к расчётам, поддерживающим наступающих стрелков. Проходя по двору дома, он неожиданно увидел большую группу немцев, которые скрытно накапливались для нанесения удара во фланг наступающей роте.

- Ананий, смотри – немцы! – возбуждённым голосом заговорил саратовец Миша Немчинов.

- Что будем делать?

- Проскочим улицу и займём вон тот дом, - скомандовал Потанин и повёл сильный пулемётный огонь по скопившимся немцам.

   Немцы, ошеломлённые неожиданным пулемётным огнём, бросились в разные стороны. Потанин, ведя обстрел, стал приближаться к дому. Сделав два мощных броска, его товарищ очутился около окон дома. Прикладом автомата высадил раму и помог втащить пулемёт на лестничную клетку. Через окно советские солдаты начали вести огонь по наступающим немцам. Свыше ста гитлеровцев уничтожил в неравном бою старший сержант Потанин, чем сорвал замысел врага и способствовал успешному продвижению своего батальона к центру города. Через некоторое время над Ратушей взвился красный советский флаг. Немцы сложили оружие. Вильнюс был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. За эту операцию Потанин был награждён высокой правительственной наградой – орденом Красного Знамени.

   17 октября 1944 года во время прорыва Восточно-Прусской обороны старший сержант Ананий Потанин погиб.

А. Бачурин, гвардии подполковник запаса. Газета «Ленинское знамя» от 6 февраля 1965 года.

Солдат остаётся жить

   Это было 17 октября 1944 года. Советские войска готовились для решительного прорыва обороны противника в Восточной Пруссии.

   Стрелковая рота, в которой служил наш земляк Ананий Потанин, сосредоточилась в небольшом лесочке чуть западнее города Черняховска. Был тихий вечер с мягкими красками заката, когда людям хочется помечтать, вспомнить своих родных и близких, написать им письмо или просто посидеть, отвлёкшись от всех военных забот, и полюбоваться закатом.

   Ананий Потанин, невысокий, крепко сколоченный парень, сидел в кругу товарищей по оружию и о чём-то весело рассказывал. Его серые с лукавинкой глаза смеялись. Дружно смеялись и все окружающие. В самый разгар веселья за спинами собравшихся вокруг Анания Потанина людей вдруг раздаётся чей-то требовательный голос:

- Старшина Потанин, к полковнику Курткину.

   Одернув на ходу гимнастёрку и поправив пилотку, старшина отправился в блиндаж, где располагался штаб полка. Резким движением руки отмахнув полог, закрывающий вход, старшина вошёл внутрь. В землянке было сизо от табачного дыма. Полковник Иван Васильевич Курткин стоял склонившись над большой походной картой, испещрённой разными пометками и стрелами. В тонких губах он крепко держал трубку и о чём-то сосредоточенно думал.

- Товарищ полковник, старшина Потанин по вашему приказу прибыл!

Молчание. Потанин повторил.

- А старшина! – обрадовался полковник. – Ну, подсаживайся ближе и смотри на карту. Вот в этом районе, где стоит ваша рота, находится высота 103. Она занимает господствующее положение и властвует над всей окружающей местностью. Сколько здесь сил противника, какова его огневая мощь, нам неизвестно. Поэтому мы ставим перед твоим пулемётным расчётом боевую задачу – разведать всё об этой высоте и занять её, чтобы обеспечить проход основных частей. На задание бери тех, кто пожелает. Дело опасное и ответственное. Понимаешь? – он вопросительно уставился на старшину.

- Так точно, - ответил тот.

- А теперь давай разберём конкретно весь ход операции. – И они склонились над картой.

   Ночь. Пробираясь между деревьев, осторожно крадутся бойцы. С немецких позиций слышатся голоса, доносятся обрывки мелодий, в небо взлетают осветительные ракеты. Старшина Ананий Потанин взмахивает рукой и группа ложится на землю. Вот уже видны и вражеские траншеи. Взяв в зубы ножи, извиваясь змеями, ползут к немецким часовым. Первым – старшина Ананий Потанин. Бесшумно были сняты часовые и в ожесточённой перестрелке высота была занята.

   Как только небо позолотили первые лучи солнца, в воздухе появились немецкие самолёты. Начался артиллерийский обстрел. Немцы пошли в атаку. Они сумели отрезать высоту от наших основных частей и взяли её в кольцо. Начался кровопролитный бой. Устроившись с пулемётом на самой вершине высоты Ананий Потанин вместе с Петром Саухом долго выжидали подходящего момента. Уже со всех сторон стрекотали советские автоматы, а здесь было тихо. Немцы, подумав, что нашли уязвимое место в советской обороне, во весь рост устремились к нашим позициям. Вот они почти вплотную приблизились к траншее, как вдруг заговорил укрытый в ветвях пулемёт. Гитлеровцы падали один за другим, точно подкошенная трава.

  К вечеру враг предпринял уже седьмую атаку. В дело были брошены танки.  Один из них, летя на бешеной скорости и ведя беглый огонь по нашим позициям, устремился прямо на пулемёт старшины. Рыгнув металлом, он поднял пулемёт на воздух.

   Ананий Потанин очнулся от прикосновения чьих-то тёплых и нежных рук. Он лежал на плащ-палатке в глубокой воронке, а над ним склонилось юное лицо фронтовой санитарки. Полевой госпиталь. Сделана первая операция. Неудачно: нога начала быстро опухать и покрываться трупными пятнами. Температура была за 40 градусов. Часто терял сознание. Врачи определили – газовая гангрена. Нужно было ампутировать ногу. На это трудно было решиться – но другого выхода не было. Жизнь была дороже. И Ананий  дал согласие на операцию.

   …Гудок парохода. Человек в серой армейской шинели жадно вглядывается в очертания родного города. Ищет глазами родных. А вот и они – четырёхлетняя дочурка Галка и её мать. Они стоят около телеги. Радость встречи, объятия, поцелуи.

  Сейчас Ананий Потанин живёт в деревне Якуниха и трудится на зерносушилке в совхозе «Зарайский». Его сыновья Николай и Иван служат в рядах Советской Армии, дочка Галя учится.

С.Морозов, газета «Ленинское знамя» от 9 февраля 1965 года.

Картина дня

наверх