Братья Чернецовы - Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) - в 1838 году совершили первое в России художественное путешествие по Волге, проплыв в специально оборудованной лодке-мастерской по Волге от Рыбинска до Астрахани "для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде". За шесть месяцев плавания живописцы сделали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных поволжских достопримечательностей.
Иванов Антон .«Барка братьев Чернецовых на Волге в Костромской губернии». 1841.
Иванов Антон. Каюта-мастерская Чернецовых.
Из дневника Чернецовых:
...14 (июля 1838 года) - Оставя Юрьевец, верстах в трех от него мы остановились. Горы правого берега здесь очень живописны, а Волга становится приметно шире и быстрее, вероятно от близкого впадения в нее рек Унжи и Нёмды. Какая жизнь и деятельность видны везде! На островах производятся сенокосы, и веселые песни косцов сливаются с припевами бурлаков, идущих по берегу мерным шагом в лямках, бечевою. Солнце закатилось, суда останавливались на якорях для ночлега; хоры тружеников-бурлаков постепенно утихали, вдали только слышна была песня целой оравы их:
Наша лодка идет,
Подается вперед:
Ой раз, ой два!
Еще разик, еще раз! и т. п.
Но и эта песнь умолкла; после тяжких трудов в жаркий день как должен быть сладок их сон!
15 (июля)— Большими плесами мы проплыли мимо многих островов; живописные Юрьевецкие горы окончились. Подувший боковой ветерок подернул поверхность Волги рябизною и, усилясь, заставил нас остановиться у левого берега. Здесь мы нашли голубую глину, которая местами имела прекраснейший небесный цвет; собирая оную, мы с трудом могли отделять ее от посторонних частиц. Ветерок, принесший нас к этому лазурному берегу, постих и позволил нам плыть далее. Тишина постепенно восстановлялась, паруса на плывущих судах опустились, сделался штиль в полном смысле, солнце скрылось за горизонт; миновав село Сокольское, мы бросили якорь.
Ежедневно купаясь по нескольку раз и всегда давая наблюдения над дном Волги, мы до сих пор находим его песчаным или покрытым мелкими камешками, но вязкое или илистое редко встречали. Опускаясь в глубинах на дно, при прикосновении к оному мы чувствовали катящийся песок, а в местах неглубоких, где можно стоять несколько времени на одном месте, движущийся с течением воды песок, встретя препятствие, замывал ноги; это движение песков, беспрестанно разнообразя дно Волги, образует на нем так называемые перекаты, т. е. бугры и ямы — любимые обиталища стерлядей.
16 (июля)—В тихое утро, пройдя мимо значительного острова Толстника, где Волга делает колено к Пучежу, мы видели правый берег очень живописным. Он составляет в этом месте Девичьи горы, носящие свое название от гуляний и хороводов, бывающих в летние праздники в одном месте на оных. Они не столь высоки, как Юрьевецкие, но разнообразные по ним лески делают их очень живописными. Ближе к Пучежу Девичьи горы, лишась зелени, теряют красоту свою.
ПОСАД ПУЧЕЖ
17 (июля)— По значительной торговле хлебными товарами некоторых здешних капиталистов Пучеж есть замечательное местечко по Волге. В царствование императрицы Екатерины II он был из Дворцовой слободы переименован в посад; не имеет в себе ничего относящегося до дальней старины. Прекраснейший собор с великолепным в нем иконостасом и церкви двух приходов, прекрасно отстроенные, доказывают усердие жителей к украшению оных. В церкви прихода, называемую Пушавкою, где прежде был монастырь, находятся вклады Иова, митрополита Новгородского, имевшего недалеко отсюда свою родину. Главный промысл жителей состоит в хлебной торговле и в содержании судов для перевоза оного. Из числа четырех конных машин, принадлежащих здешнему купечеству, одна остановилась в Пучеже для выгрузки товара. По постоянному ходу своему с огромным грузом они приносят владельцам большие выгоды.
На плоскодонном судне, вроде барки, длиною от 25 до 35, а шириною от 6 до 8 сажен, устраивается шпиль, приводимый в обращение лошадьми. Завезенный вперед якорь на определенное пространство бросают в воду; конец каната якорного, утвержденный у шпиля, при круговом обращении его накатывается на колесо, и от сего действия машина подвигается вперед, имея за собою на буксире до шести барок с грузом, называемых причалами, которые составляют как бы хвост машины. Вся эта огромная плывущая масса, управляемая опытным лоцманом, идет медленно; она отличается наружным своим видом от всех волжских судов. На палубе машины устроено здание, или, можно назвать, навес, на столпах, в котором находится шпиль, и производится действие лошадьми. Крыша этой надстройки, составляя как бы вторую палубу, окружена перилами, и на ней находится маленький домик, или светлица, вроде беседки; тут во время путины живет хозяин или его приказчик. С этой высоты, которую можно назвать бельведером, производят распоряжения лоцманы. Беспрерывный завоз якорей составляет главную работу бурлаков, разделенных на смены, и на всякой завозне, плывущей с якорем, находится особенный лоцман, называемый завозенным. Он, отплыв на известное пространство от машины, останавливается и смотрит на сигналы, делаемые ему с машины — днем флагами, а ночью фонарями, которыми дают ему знать, где бросить якорь. Главных лоцманов на конной машине находится два; так как машина идет беспрерывно и днем и ночью, то они чередуются между собою. Завозенных лоцманов четыре; водоливов шесть, которых обязанность состоит в отливанни воды из машины и причалов ее и в наряде для работ народа. Всего на судне до 60 человек: 50 бурлаков и 10 погонщиков. По количеству груза определяется и число лошадей, на этой машине находилось их более семидесяти, разделенных на две смены. Из двенадцати якорей, принадлежащих к машине, главные имеют вес до 80 пудов; они двурогие, наподобие морских. Вся машина с причалами вмещает в себя груза до 170 тысяч пудов, все построение ее с причалами обходится до 80 тысяч рублей. Опытом известно, что они могут служить до 12 лет. Имея случай, хорошенько высмотрели прекрасную конную машину, которая служит еще первый год, или, как говорят, первую воду, без повреждений, роскошно разукрашенную резьбою и раскраскою, мы вполне удовлетворили свое любопытство и получили совершенное понятие о конных машинах.
В протекающей здесь небольшой речке, называемой Пушавкою, недавно был найден зуб весом в 6 фунтов; он той же формы, какую имеет и приобретенный нами. В берегах этой речки находится земля коричневого цвета, которую можно употреблять в живописи. Волга против Пучежа имеет дно, усеянное мелким щебнем, но к левому берегу оно песчано и чисто. Средняя глубина ее в этом месте четыре сажени.
18 (июля)—Простясь в Пучеже с добрыми своими знакомыми, утром, при легком попутном ветерке, мы отправились в путь. Проходя мимо двух больших островов (Витязя и Ячменного), опять встретили несколько конных машин. По миновании островов Волга делает колено или поворот, где на правом берегу находятся Катумские горы, из которых достают известь. Крестовая гора, к ним принадлежащая, нося название свое по находящемуся на ней погосту: крест оканчивает собою Костромскую губернию. Она так же, как и Жареной Бугор, принадлежит к числу урочных мест для новичков-бурлаков. При подошве ее мы остановились у берега...
Скачать книгу "Г. и Н. Чернецовы Путешествие по Волге "( 1970 г.) можно здесь
http://knigi.tr200.biz/index.php?id=2942556