На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

По следам табора.

Щадрин Сергей Фёдорович

1982 год. Летом в одном из колхозов Пучежского района была совершена кража двух лошадей. Подозрения пали на цыган, которые в те времена в Ивановской области уже совершил ряд краж лошадей. Весной 1982 года у нас в отделе милиции произошли большие перестановки кадров. Начальником отдела милиции стал Щадрин С.Ф., а бывший начальник милиции Надельштехель В.А. был откомандирован служить в Тейковский отдел милиции в связи с конфликтом с личным составом отдела. Мне тогда передали сельский участок, включавший три сельсовета: Затеихинский, Зарайский и Лужинковский. Кроме того у меня была еще часть города, микрорайон причала. Сменил я на участке участкового инспектора милиции Невейкина В.А., который перешел работать во Вневедомственную охрану на должность старшего инспектора.

Невейкин Владимир Александрович

Кража двух лошадей произошла ночью. А утром уголовный розыск выехал на место происшествия. По следам они определили, что лошадей вывели на Ивановскую автотрассу, после чего следы они потеряли. Обследуя обочины дорог вплоть до Верхне-Ландеховской границы, тогда еще Верхне-Ландеховского района не было, п.Верхний Ландех входил в состав Пестяковского района, сыщики снова вышли на след преступников, похитивших лошадей. Следы свернули влево в лес между д. Федотово и административной границей, тогда еще Пестяковского района. А это как-никак мой административный участок. Время было позднее и сыщики преследование и поиск преступников решили отложить до утра.

На следующий день у начальника милиции собрался совет из сыщиков, следователей и старших служб. Было решено начать поиск преступников в лесу от автотрассы, где они оставили накануне их следы. Начальник милиции приказал мне взять с собой немецкую овчарку по кличке «Эльдар», который числился в уголовном розыске. Сначала за ним ухаживал инспектор УР Михеев Н.В., который затем с разрешения руководства отдела собаку передал мне. Я собаку кормил, убирал за ним, выгуливал и так далее, мне за эту работу доплачивали 30 рублей. Немецкая овчарка «Эльдар» был крупных размеров, чепрачного цвета, красавец и очень грозный на вид. Его боялись даже все сотрудники милиции, кто тогда служил в отделе милиции. Эльдар жил в вольере, расположенном во дворе РОВД.

Получив распоряжение начальника милиции, я взял собаку «Эльдара» и мы погрузились в милицейский УАЗ, тогда еще единственный в отделе милиции, УАЗом управлял милиционер-водитель Пискунов В.Я., единственный в отделе милиции в наше время фронтовик.

Пискунов Виталий Яковлевич

Нас с псом Эльдаром довезли по Ивановской трассе до леса за д. Федотово, где сыщики нас с ним высадили. Нам показали вчерашний след лошадей и дали команду идти по их следу. А сами вместе с милиционером-водителем Пискуновым В.Я. поехали по деревням Пестяковского района проводить опрос местного населения и осуществлять поиск преступников и лошадей. Никакой связи у меня с ними не было. Носимые радиостанции были тогда плохими, радиус действия их был невелик, да мне никто эту радиостанцию и не дал. Моя задача была пройти по следам и определить куда преступники угнали лошадей, а уж потом выйти к какому-нибудь населенному пункту, найти телефон, связаться с дежурной частью РОВД и доложить о результатах поиска и своем местонахождении.

С собой у меня были планшетка с документами, табельный пистолет ПМ с двумя магазинами и немецкая овчарка «Эльдар». Эльдара я вел на длинном поводке. Я показал ему следы копыт лошадей и дал команду «Искать» и сам пошел следом за ним, рассматривая внимательно следы копыт лошадок. По лесу мы с Эльдаром мотались практически весь световой день, прошли с ним по лесам более 10 км, сколько точно определить не смогу. В одном месте следы лошадей нас вывели на поле, вблизи находилась какая-то деревня. Времени было около 15 часов дня. Я оставил следы и мы с Эльдаром направились в эту деревню, чтоб соориентироваться на местности и спросить людей, не видели ли они лошадей и предполагаемых воров-цыган.

Придя в деревню, я встретил местных жителей, которых спросил, что за деревня. Они ответили, что это деревня Засека Пестяковского района. Про цыган и лошадей им ничего не было известно. Но они мне сказали, что к ним уже приезжали наши сотрудники милиции на автомашине УАЗ примерно за 1 час до моего прихода в деревню и также интересовались цыганами и лошадьми. И показали, куда они уехали дальше. У одной из женщин возле дома я попросил попить воды. Женщина дала мне и собаке воды, а также немного поесть, кажется большой кусок пирога. Я поблагодарил ее и мы с Эльдаром вернулись к тому месту, где мы с ним оставили следы лошадей и преступников. По следам было видно, что их вели за уздечки два человека. Мы с Эльдаром быстро перекусили пирогом, я конечно с четвероногим другом поделился. После чего мы с ним двинулись в путь дальше. Снова шли долго по следу, по лесным заброшенным дорогам. Хоть и было лето, но время прошло быстро, наступил вечер, в лесу стало темнеть. Настроение было уже плохое. Место незнакомое, без еды и крова. Никакой связи с коллегами по розыску. Мы все шли и шли, следы стали трудно различимыми, еще немного и мы их просто потеряем. Мои мысли уже заключались в одном, как бы выбраться из этого глухого леса на открытое место к какому-нибудь населенному пункту. Мы шли по какой-то лесной дорожке, в лесу совсем стемнело. Следов я уже не видел. Я представлял примерно место своего нахождения, что где-то на границе Пучежского, Пестяковского и Чкаловского районов, но населенных пунктов здесь я не знал.

Через некоторое время я почувствовал запах лесного костра и какие-то голоса в лесу. Наша лесная дорожка вела как раз туда. Пройдя еще метров 200, я увидел отблески большого костра на большой лесной поляне, на которой располагались несколько шатров, а вокруг них ходили люди. Мы с Эльдаром вышли к костру и шатрам, по виду я определил, что это цыгане и их цыганский табор. Я представился им, да и так было видно, что я младший лейтенант милиции, так как находился в милицейской форме и хромовых сапогах. Мой пес рычал на них и рвался к ним. Я его еле сдерживал, говоря ему то и дело команду «Фу». Здесь в таборе было несколько семей цыган, мужчины, женщины, дети и несколько повозок с лошадьми. Я сказал им, что мы ищем воров-цыган и лошадей, которых они угнали в одном из колхозов. Цыгане сказали, что они не причастны к краже лошадей, что лошади, которые находятся здесь, это их лошади. Я не знал, что мне делать теперь одному с цыганами в незнаком месте, в лесу, без связи, голодному. И моя собака рвалась и лаяла на них, которого я с трудом Эльдара сдерживал.

Но ситуация быстро разрешилась, не прошло и получаса, как я вышел к табору, с противоположной стороны дороги к нам подъехал наш милицейский УАЗ с нашими сотрудниками милиции. Начались разборки с цыганами. Мы им сообщили, что они не могут не знать, кто из цыган украл наших лошадей, так как следы ворованных лошадей привели к их табору. Мы осмотрели всех лошадей в таборе, но по имеющимся приметам наших лошадей в таборе не оказалось. Тогда сыщики прихватили с собой двух цыган в отдел милиции, посадив их в задний отсек автомобиля УАЗ, где было два сиденья для задержанных. А мы с Эльдаром залезли в салон УАЗа к сыщикам, было тесно в автомобиле, но мы все равно поехали в обратный путь и только за полночь вернулись в свой отдел милиции г. Пучежа. Двух цыган-мужчин мы поместили в дежурную часть РОВД до утра.

Утром следующего дня цыгане «раскололись» и сообщили нам, кто украл лошадей с конюшни в Пучежском районе и где они теперь находятся. Лошади были проданы перекупщикам в г. Горький и дали нам координаты, где они сейчас могут находиться. Это Ленинский район г. Горького, этот микрорайон находится недалеко от р. Оки и назывался тогда «Кавказ», там был частный сектор, где компактно проживали татары и цыгане. Руководство отдела распорялилось срочно доставитьв отдел конюха тех лошадей, которых украли, колхоз выделил грузовую машину ГАЗ-52 с высокими наставными бортами для перевозки лошадей. Начальник отдела милиции снова распорядился мне собираться в дорогу вместе с сыщиками, следователем и другими сотрудниками милиции, сказав, чтобы я опять взял немецкую овчарку «Эльдара» с собой и что мы поедем в г. Горький отбирать ворованных лошадей у перекупщиков.

Мы выехали на двух автомашинах около 7-8 сотрудников милиции в полном вооружении в г. Горький, теперь это г. Нижний Новгород. За нами ехала еще третья колхозная автомашина ГАЗ-52, в которой, кроме водителя находился и колхозный конюх, он необходим был для опознания лошадей и погрузки их в кузов автомашины. Мы приехали в г. Нижний Новгород в микрорайон «Кавказ» по конкретному адресу. Помню, что там свободно бегали десятки крупных собак, поднялся такой сильный лай, собаки пытались набрасываться на моего Эльдара, который рвался в драку, готов был разорвать любую из них. Но местные собаки сразу убегали, завидев мощного противника Эльдара. Наши сотрудники вошли в один из дворов, мне сказали охранять вход у высоких деревянных ворот и никого на территорию этого двора не пускать, что я и делал. Вскоре лошади были найдены, конюхом опознаны и выведены со двора одного из татарских домов. Подогнали автомашину ГАЗ-52, по широкому трапу лошадей конюх завел в кузов машины и закрыли задний борт. Загрузив лошадей, мы какое-то время еще находились возле этого дома, пока следователь и сыщики оформляли кое-какие документы. После этого мы всей колонной двинулись в обратный путь в г. Пучеж. Свою задачу мы выполнили успешно. Лошади были найдены и возвращены в колхоз, а преступники-цыгане были задержаны и понесли заслуженное наказание.

Ветеран МВД

Подполковник милиции в отставке Волков А.Ю.

Картина дня

наверх