На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

История Автотранспортного предприятия

 В 1952 году началось строительство Горьковской ГЭС. Нужно было срочно переселять Пучеж из зоны затопления. Силами привлеченного транспорта, а его в городе было очень мало, решение этого вопроса казалось нереальным.

   В марте 1953 г. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог издает Приказ о создании Пучежской автотранспортной конторы. Однако, ни производственно - технической базы, ни кадрового состава еще не было.

  Все начиналось с нуля. Решением бюро райкома партии директором вновь образованного предприятия был назначен КИРИКОВ Федор Иванович - инвалид, участник Великой Отечественной войны. Он проработал в этой должности до марта 1964 года.

  Под мастерские выделили бывшие склады конторы "Заготзерно", получили кое - какое морально устаревшее оборудование, в частности, токарный и сверлильный станки, электронаждак, переносное кузнечное горно. В марте поступили первые 5 автомобилей ЗИС - 585 - грузоподъемностью 3 тн, вышедшие из капитального ремонта. Чуть позже - еще 5 единиц а/м. Стоянки для автомашин не было никакой,поэтому их ставили у домов по месту жительства водителей. Первыми водителями тех автомашин были - Дмитрий Ушаков, Борис Баганов, Николай Федорович Козлов, Олег Кулагин, Алексей Мартюгин, Владимир Кудряшов, Алексей Большаков, Леонид Душин, Николай Сторожилов, Дмитрий Монашов, Вениамин Соколов, Павел Голованов, Федор Муратов и др.

  В июне 1953 г. были получены первые 5 новых автомобиля  марки ЗИЛ - 150. Стоянку автомашин организовали  около нагорной церкви (там, где сейчас находится Обелиск памяти погибшим в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г., а контора и диспетчерская  размещались в помещении бывшего книжного магазина на Кооперативной улице. Практически не было даже минимума условий для нормальной работы коллектива созданного предприятия. Вдобавок ко всему работать приходилось в тяжелейших условиях. Кроме городских объектов необходимо было вывозить и деревни, находящиеся в зоне затопления. Одновременно работли и в Сокольском районе, выполняя ту же работу.

  О выезде из гаража на линию без цепей противоскольжения, лопат и буксирных тросов не могло быть и речи. Водителям приходилось работать по 14 - 16 часов в сутки, так как сроки переселения были сжаты, а транспорта - не хватало.

  В 1954 г. под территорию предприятия отведена площадь на Климушинском поле, где предприятие располагается и по сей день. Место болотистое, машины оттаскивали туда гусеничными тракторами. На линию выезжали так же с помощью тракторов. По мере обживания территорию мостили камнем, который привозили с полей Марищинского совхоза и старой Кинешемской дороги. На первых порах была построена тесовая засыпная времянка размером 3 х 3 метра,где располагались диспетчерская и механики. Контрольного поста по приему и выпуску автомашин на линию не было. Контора в это время находилась в здании столовой по улице Островского. Беда состояла еще и в том, что к отведенной под предприятие территории не была протянута линия электропередачи. Пришлось своими силами сконструировать свою электростанцию на базе двигателя от автомобиля ЗИЛ - 150 мощностью 14 кВт. И только через год предприятие получило электростанцию мощностью 70 кВт. Машинистом работал Корнев Федор Николаевич. В 19 56 г. своими силами построили типовое тесовое засыпное здание,где разместились контора, диспетчерская, комната механиков, бокс на 2 машино - места и Красный Уголок на 30 мест.

  Уже с 1954 г. стали получать автомобили ГАЗ - 51, а с 1955 г. - автомашины ГАЗ - 63 - вездеход, что было очень важно для работы в условиях бездорожья. В 1956 - 1957 годах в предприятие поступили 12 единиц американских автомашин "Студебеккер" - высокой  проходимости. Машины  были из воинских частей, изрядно потрепанные, но они  в то время спасали положение дел, особенно при вывозке леса и дров из лесосек и труднопроходимых районов.

   В 1955 г. было начато строительство каменного здания профилактория для автомашин (ремонтные мастерские со смотровыми ямами и цехами). Строительство велось силами Пучежского СМУ - 2. В 1957 г. здание было пущено в эксплуатацию. Проведение текущего и профилактического ремонта стало проводиться в более комфортных условиях.

  В 1955 г. для осуществления пассажирских перевозок предприятием были получены первые автобусы ПАЗ - 651 вместимостью 16 пасссажиро - мест. Началось развитие внутрирайонной сети пассажирских перевозок. Однако, графики движения часто не выполнялись, дорог не было, автобусы часто таскали тракторами.

   К 1957 г. перевозки по переселению городских и сельских объектов в основном закончились. Предприятию стали спускать задания - лимиты для перевозки народно - хозяйственных грузов из Иваново, Кинешмы и других областей. Транспорт также был занят на вывозке готовой продукции с предприятий города Пучежа и района.

  Дороги по - прежнему были тяжелейшими. Иногда рейс до г.Кинешма занимал более недели, а до г.Иванов - около 10 дней. Но предприятие выполняло свою роль в народном хозяйстве и усилиями всего коллектива успешно развивалось.

  Автопарк  постоянно пополнялся современными автомобилями и автобусами. К 1958 г. их в предприятии насчитывалось около 100 единиц. К тому времени в АТП сложились стабильные кадры водителей, ремонтных рабочих разных профессий, ИТР и служащих. Предприятие стало выполнять сложные задачи по перевозкам грузов и для других районов (Сокольское, Верхний Ландех, Пестяки, Лух и др.). Ежегодно колонны автомашин автопредприятия участвовали на перевозках урожая сельхозпродукции как в Пучежском районе,так и за пределами  Ивановской области (Воронеж, Саратов, Оренбург, Ставрополь, Орел и др.) Посылали отряды до 50 автомашин с передвижными мастерскими, комнатами отдыха, обслуживающим персоналом.

   В 1958 г. Решением Совета РСФСР произошло объединение автотранспорта других предприятий города (ведомственный автотранспорт),за исключением спец.автомобилей. Набралось около 100 единиц, имеющих предельный износ. Часть из них были списаны в утиль,а часть - сданы в капитальный ремонт.

   С начала 60 - х годов был взят курс на укрепление материально - технической базы предприятия, производственного быта, укрепление кадровой политики. Для этого начали решать вопрос по строительству жилья. Все строительство велось силами самого коллектива и за счет ссуды Госбанка, за исключением зданий автостанции, второго профилактория и теплой стоянки для автобусов.

   В конце 70 - х годов была сформирована комплексная строительная бригада во главе с умельцем организатором - бригадиром Рыбаковым Леонидом Васильевичем. В 1980 г. ее возглавил мастер - строитель Котов Афанасий Иванович. В бригаде насчитывалось 12 человек. За сравнительно небольшой срок (8 - 9 лет ) смогли построить: административный корпус, столовую, спортивный комплекс, теплые закрытые мойки для грузовых а/м и автобусво, баню, прачечную для стирки спецодежды, комнату психоразгрузки, зубопротезный кабинет, теплицу, свинарник, были оборудованы два класса для подготовки и переподготовки водителей, заасфальтирована территория гаража. За эти годы  построено 36 квартир (: квартир - в Пестяковском филиале).

 С 1964 г. и по 90 - годы предприятим бессменно  руководит Богомолов Вадим Иванович, душой болеющий за предприятие, в котором он работал с первого года его образования.

   Проведение в жизнь всего вышеперечисленного позволило добиться сокращения текучести кадров до 7 - 8 % вместо 20 - 25% в 70 -е годы. Значительно расширилась сеть автобусного городского, районного, внутриобластного и межобластного сообщения. Мощность грузового парка автомобилей позволяла успешно выполнять все плановые задания. На 90 - е годы был так же разработан план дальнейшего социального развития коллектива. Но перестройка в стране, развал СССР все перечеркнули... О перспективах развития материально - технической базы, обновления грузового и автобусного парка оставалось только мечтать. Самой насущной задачей коллектива осталась задача выстоять, сохранить коллектив.

   Горько и обидно смотреть на сегодняшнюю действительность ветеранам предприятия, вложившим в его развитие свои силы, знания и здоровье. Остается только надеяться на дальновидную, умную политику правительства, направленную на становление и развитие своей российской экономики, всех отраслей производства, включая и транспорт, так как транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства.

           Материал подготовлен по воспоминаниям ветеранов предприятия. Газета "Пучежские вести" 2003 г.

Картина дня

наверх