На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

М.К.Морсков. Половодье весной 1913 года

   Весна 1913 года была недружная, затяжная, неустойчивая. Тёплые солнечные дни часто менялись на холодные, со снежными метелями и заморозками. Но к концу марта зимний снег с поверхности земли всё же весь согнало. И с этого времени в оврагах, долинах и в небольших речках зашумели вешние снежные воды, которые бурными потоками стремились и стекали в реку Волгу.

   В это весеннее время половодья на Волге вода прибывала за сутки от 20 до 70 см и больше. И через 5-6 дней становилось заметным, как на реке у берегов появились закраины, и с каждым днём они увеличивались и начинали приподнимать лёд. Лёд делался на реке синеватым и рыхлым от тёплых лучей солнца. В это время потоками воды в реке, скоростью её течения и силой ветра лёд ломало, образовывались полыньи, и начинался ледоход. Ледоход на Волге начинался в первых числах апреля (старого стиля) и продолжался четверо суток. Первые трое суток плыл сплошной лёд во всю ширину реки. С большим шумом нагромождало на берег горы льда, и от берега льдом срезало, ломало и уносило вместе со льдом стоявшие суда и другие предметы, которые не были отведены в безопасное место. В последние же сутки ледохода на реке льда плыло много меньше и он был тёмный, загрязнённый с мелководной реки Унжи и Желваты.

   Во время весеннего паводка общий подъём воды на Волге у Пучежа достигал 8-10 метров от летнего периода. Вода заливала все низменные места: поймы, луга, острова, и река Волга делалась глубокой и широкой. Наступало половодье. В этот период в непогоду – в бурю и шторменный ветер было опасно ехать в лодке, так как на реке появлялись большие волны и беляки и лодки перевёртывало. Половодье на реке Волге продолжалось около месяца, а потом начинался постепенный спад воды – от 10 до 30 сантиметров в сутки, и в конце мая Волга опять входила в свои берега, в летнее русло. После половодья в поймах, лугах и островах, на их поверхности оставался плодородный ил, который давал высокие урожаи трав и овощей, то есть эти угодья щедро вознаграждали труд земледельца.   

В Пучеже у берега Волги на стрелке, то есть в устье реки Пушавки, зимовали самоходные и несамоходные суда: буксирные пароходы, катера, баржи, паромы, которым не требовалось  большого ремонта. Суда же с большим ремонтом зимовали в гремячевском затоне и других местах. Перед ледоходом на Волге, как только прибудет вода, в устье Пушавки образовывался большой и глубокий залив, куда заводили все эти суда, чтобы спасти их от повреждения льдом при ледоходе.

   В начале апреля, как только закончится ледоход, на Волге начиналась навигация. Из затонов к пристаням Пучежа подводили дебаркадеры. Буксирные пароходы из Пучежского залива-затона уходили вверх и вниз по Волге с караванами из порожних барж. Грузопассажирские пароходы, чистенькие, блестящие, вышедшие из других затонов, с гудками подходили к пристаням в Пучеже, где принимали на себя первый груз и уходили дальше в рейс.   

Прошло не более пяти дней, как река Волга очистилась ото льда, и началась навигация. И в погоде опять наступило резкое похолодание. В ночь со вторника на среду пасхальной недели разыгрался ураганный штормовой ветер со снегом и морозом до восьми градусов. В эту ночь в Пучеже к пристани «Самолет» подошёл пассажирский пароход «Князь Дмитрий Донской», шедший сверху вниз. После стоянки у пристани установленного времени, по расписанию, на пароходе стали давать гудки к отправлению. Тогда заведующий пристанью Дмитрий Васильевич Малков заявил капитану парохода, что в такой ураганный ветер отходить от дебаркадера пристани нельзя, так как сорвёт дебаркадер от берега, ноша уголка не выдержит. Капитан парохода, ссылаясь на то, что пароход уж имеет опоздание от расписания, настаивал отходить от пристани. На пароходе был дан последний отвальный гудок, чтобы с дебаркадера отдали чалки, но с дебаркадера чалки не отдавали. Тогда капитан парохода дал распоряжение своей команде «отрубить чалки». Команда парохода распоряжение капитана немедленно выполнила, и пароход пошёл дальше. В это время, от двойного напряжения парохода и силы ветра, учалочные средства дебаркадера не выдержали, лопнули. Пароход двигался всё дальше от Пучежа, а за ним силой ветра и течением воды от берега понесло дебаркадер. Стихия продолжалась. В это время, ниже Пучежа около деревни Семёновской, двигался вверх буксирный пароход с караваном барж. И против этой деревни, два километра ниже Пучежа, дебаркадер нанесло на этот караван. Получился сильный удар о переднюю баржу каравана. В этот момент заведующий пристанью находился на борту дебаркадера и от толчка упал за борт в воду. Он всплыл на поверхность воды и кричал о спасении. С дебаркадера в это время бросали в воду спасательные круги и другие предметы, но они до него не доплывали. Он держался на поверхности воды с полчаса, всё просил о помощи. В это ночное время из деревни Семёновской шли люди в церковь к заутрене и слышали человеческий голос о спасении. Но вскоре голоса его не стало, он в бушующих волнах реки утонул.

   Тело Д.В.Малкова долго искали в реке, но нигде не находили. И только через три месяца, в июле, когда Волга вошла в своё летнее русло, и на островах сенокосничали, его труп был найден в конце острова «Витязь» от Пучежа в десяти верстах. Так погиб Д.В.Малков, крестьянин деревни Окулиха, заведующий пристани общества «Самолёт», 52-х лет.

Картина дня

наверх